Последние несколько лет в России наблюдается повышенный интерес к коммерческим помещениям, расположенным на цокольных этажах жилых домов и в подвалах. Стоит сразу определиться в терминологии, так, подвал полностью уходит под землю, а цоколь углубляется на половину далее
Последние несколько лет в России наблюдается повышенный интерес к коммерческим помещениям, расположенным на цокольных этажах жилых домов и в подвалах. Стоит сразу определиться в терминологии, так, подвал полностью уходит под землю, а цоколь углубляется на половину высоты надземного этажа. Такие помещения подходят для многих направлений бизнеса. Здесь можно разместить спортивный зал, склад, непродовольственные магазины, ателье и прочее. Эксперты отмечают плюсы подобных помещений, среди которых: относительно низкая стоимость по сравнению с аналогичными площадями, расположенными на надземных этажах. Также среди факторов, привлекающих внимание инвесторов, — наличие отдельной входной группы, что в свою очередь позволяет не зависеть от режима всего здания, предоставляет возможность работать по собственному графику. Кроме того, цокольные и подвальные уровни могут иметь свободную планировку, что позволяет собственнику адаптировать пространство под конкретные цели и задачи.
По словам инженера группы строительных компаний “НОАТЕК” Романа Криворака, среди недостатков коммерческих цокольных и подвальных этажей выделяют отсутствие возможности вести некоторые виды деятельности, например, оказывать лечебно-профилактические услуги, размещать детские досуговые центры, промышленные производства, хранить легковоспламеняющиеся вещества. Также из-за особенностей расположения возможно наличие высокого уровня грунтовых вод, поэтому цокольные и подвальные этажи могут быть подвержены воздействию влаги. В этом случае важно уделить особое внимание гидроизоляции, так как ее нарушение повлечет за собой ряд неприятных последствий: конструкции будут разрушаться, отделка со временем раскрошится и осыплется, появится грибок и плесень.
При приобретении помещения на цокольном или подвальном уровне необходимо обратить внимание на следующие аспекты: запросить выписку из ЕГРН (так, например, часто цокольный этаж относится к общему имуществу собственников ЖК), ознакомиться с общедомовыми коммуникациями, которые проходят через помещение, — трубы отопления, водоснабжения и канализации. Необходимо выяснить, требуется ли доступ управляющей компании к этим коммуникациям и какова частота такого доступа.
Цокольные и подвальные уровни имеют значительный коммерческий потенциал. Так, эксперты отмечают, что по состоянию на июнь 2024 года, в России количество предложений по продаже подвальных помещений увеличилось на 13%, а объем предложений по аренде возрос на 9%. Однако с инвестиционной точки зрения интерес представляют лишь те площади, которые зарегистрированы в отдельном кадастре, имеют статус нежилых объектов и не относятся к общим зонам.