Виды логистики
Логистика является одной из главных составляющих успешной работы любого интернет-магазина. Без грамотно выстроенной логистики невозможно организовать успешные продажи, какими бы они ни были знатоками своих товаров. Поэтому каждому, кто хочет торговать в интернете, необходимо разобраться в основных вопросах, связанных с логистикой.
Само слово «логистика» обычно употребляется в двух значениях: широком и узком. В широком смысле под логистикой понимается управление всевозможными потоками — от денежных до кадровых. В узком смысле логистикой называют организацию складского хранения и доставки товаров из пункта назначения в пункт отправления.
В рамках этой статьи мы рассмотрим:
Если рассматривать логистику как управление самыми разнообразными потоками, то можно выделить следующие ее разновидности.
Кто-то также выделяет информационную, финансовую, торговую, энергетическую, комплексную и прочие разновидности логистики. Очевидно, что все
Для интернет-магазинов наиболее актуальна классификация, основанная на степени участия самого продавца и привлекаемых подрядчиков в логистических процессах. Рассмотрим ее подробно.
Виды логистики для интернет-магазинов
Итак, интернет-магазины могут вести всю логистическую работу самостоятельно либо полностью отдать ее на аутсорс. Также между этими двумя крайностями существует несколько разновидностей с частичным делегированием разных процессов сторонней компании. В западных странах для разграничения используют пятиуровневую классификацию логистического сервиса — пять сторон логистики, или Party Logistics (PL). Рассмотрим ее.
1PL-логистика
Иначе ее называют автономной логистикой. При таком подходе продавец самостоятельно производит абсолютно все логистические операции — от приема товара до ее доставки покупателю. Такой формат работы обычно практикуется в совсем маленьких интернет-магазинах, ежедневно оформляющих небольшое количество заказов. Им действительно проще и выгоднее самостоятельно хранить и доставлять товары.
Этот вид можно назвать традиционной логистикой. Здесь на откуп подрядчику (его называют 2PL-оператор или 2PL-провайдер) отдается какая-то часть логистических операций, а остальное выполняет сам продавец. Например, интернет-магазин хранит товар на своем складе, а доставку осуществляет 2PL-оператор (чаще всего это курьерские службы).
В рамках этой схемы продавец может сотрудничать сразу с несколькими 2PL-операторами. Так, склады могут арендоваться у одного 2PL-провайдера, перевозить товары — усилиями второго 2PL-провайдера, а выдавать заказ покупателям — силами еще одного 2PL-оператора. Кроме того, многие интернет-магазины сотрудничают сразу с несколькими 2PL-операторами из числа служб доставки.
На сегодняшний день это самый популярный вид логистики, по которому работает большинство интернет-магазинов. Она позволяет продавцам с одной стороны передавать часть непрофильных функций на аутсорс, с другой — экономить на подрядчиках там, где это возможно.
3PL-логистика
По другому этот вид логистики называют фулфилмент. При работе по 3PL нанятый оператор полностью берет на себя большую часть логистических процессов интернет-магазина. В зависимости от потребностей продавца это могут быть приемка, хранение, маркировка, управление запасами, транспортировка, прохождение таможни и т.д. Фулфилмент набирает все большую популярность, поскольку он позволяет интернет-магазинам переложить на профессионального подрядчика основные вопросы, связанные с логистикой, а самим сосредоточиться на продажах. При определенном объеме заказов 3PL-логистика становится экономически выгодной.
4PL-логистика
Также ее называют интегрированная логистика. В отличие от 3PL-логистики, здесь провайдер управляет абсолютно всеми цепями логистической цепочки. 4PL-провайдер глубоко вовлечен в бизнес-процессы интернет-магазина, он выступает единым посредником между продавцом и всеми остальными логистическими подрядчиками, если они привлекаются.
В отличие от остальных логистических операторов, 5PL-провайдеры занимаются не только логистикой, но и продажей товаров. По такой схеме работают, например, AliExpress и Amazon.
Подробнее об этих разновидностях можно почитать в статье «
Разумеется, логистику, как и любой другой рабочий процесс, нужно постоянно контролировать. На практике контроль в логистике делится на два основных вида:
Стратегический контроль логистики
Целью стратегического контроля является отслеживание ключевых показателей как со стороны логистических подрядчиков, так и со стороны сотрудников интернет-магазина. Он состоит из нескольких этапов:
Часто стратегический контроль сопровождает логистическую стратегию интернет-магазина, если такая имеется.
Оперативный контроль логистики
Целью оперативного контроля является постоянное отслеживание текущих показателей. Для каждого интернет-магазина они будут свои. В общем виде их можно разделить на:
Оперативный контроль нужно вести в ежедневном режиме. Делать это можно как вручную, так и при помощи различных автоматизированных систем (подробнее о них см. в статье «
Один из главных параметров, который обязательно необходимо контролировать — это потери заказов службами доставки. Так, из каждых 10 тыс. заказов в среднем теряются 30. Кроме того по 20 заказам службы доставки по разным причинам не переводят наложенный платеж. Самостоятельно каждый заказ не отследить. Но это можно сделать с помощью сервиса
В основе контроля логистики лежит аналитика. Для достижения задач, стоящих перед логистикой, необходимо анализировать те параметры, которые подлежат контролю. Аналитика проводится в несколько этапов:
Качественная аналитика — это залог успешного контроля логистики и успешной работы интернет-магазина. Имея ее на руках, продавец сможет грамотно управлять своими ресурсами и быть готовым к разнообразным изменениям на рынке.
Очень мощным инструментом является сервис