В России активно развивается сфера туризма. В общей сложности в 2024
году на поддержку туризма выделят более 44 млрд рублей. Кроме того, отрасль
и бизнес получают налоговые льготы, региональные меры поддержки.
Все меры поддержки работают на достижение целей, поставленных
Президентов РФ Владимиром Путиным. К 2030 году число туристических поездок
по РФ должно увеличиться до 140 млн в год, доля туризма в ВВП вырасти до 5%, а
экспорта туруслуг — в 3 раза.
Туризм в 2024 году финансируется почти в 12 раз больше, чем в 2018 году,
сообщил вице-премьер Дмитрий Чернышенко.
При этом правительство сместило фокус со стимулирования спроса на
турпоездки по стране на поддержку отрасли. «Мы переключились на поддержку
отрасли по привлечению инвестиций. У нас налоговая ставка применяется 0% на
услуги по размещению в гостиницах. Освобождена от НДС реализация
туроператорами турпродуктов», — добавил Чернышенко.
«Смещение фокуса со стимулирования спроса на турпоездки по стране на
поддержку отрасли может привести к возникновению положительного
мультипликативного эффекта в экономике и послужить дополнительным драйвером
экономического роста», — считает эксперт Поволжского института управления
имени П.А. Столыпина РАНХиГС, доктор экономических наук, ведущий научный
сотрудник Центра психолого-экономических исследований Антон Маркелов.
«Мультипликативный эффект связан с тем, что, стимулируя инвестиционную
активность в сфере туризма, государство тем самым стимулирует предложение
туристических услуг, а значит способствует росту конкуренции в этой отрасли, что
в долгосрочной перспективе должно положительно сказаться на стоимости
туристических услуг для конечного потребителя туристического продукта, то есть
привести к снижению цен на внутренние туристические поездки. Кроме того,
инвестиции в сферу туризма ведут к созданию дополнительных рабочих мест, росту
занятости и повышению благосостояния населения.
В настоящее время туризм является одним из важных направлений, влияющих
на рост экономики, в том числе на развитие таких сфер экономической
деятельности, как услуги туристских компаний, коллективные средства размещения,
транспорт, связь, торговля, производство сувенирной и иной продукции, питание,
сельское хозяйство, строительство и другие отрасли. Тем самым туризм выступает
катализатором социально-экономического развития регионов Российской
Федерации.
Россия обладает высоким туристско-рекреационным потенциалом. На ее
территории сосредоточены уникальные природные и рекреационные ресурсы,
объекты национального и мирового культурного и исторического наследия,
проходят важные экономические, культурные, общественные и спортивные
события. Во многих регионах представлен широкий спектр потенциально
привлекательных туристских объектов и комплексов, пользующихся большой
популярностью у российских и иностранных туристов. Дальнейшее развитие
указанных объектов и комплексов невозможно без создания необходимой
обеспечивающей инфраструктуры, что возможно за счет введения льготного
периода налогообложения для крупных инвесторов в этой сфере.
Сами по себе уникальные природные ресурсы и культурное наследие,
которыми обладает Россия, не могут рассматриваться в качестве единственного и
достаточного условия для обеспечения успешного развития туризма в стране.
Эффективное и рациональное использование указанных ресурсов при
одновременном развитии туристско-рекреационных комплексов и региональной
туристской инфраструктуры, широкая информационная поддержка въездного и
внутреннего туризма, повышение качества услуг и привлечение в отрасль
профессиональных кадров и высококвалифицированных специалистов в
совокупности обеспечат повышение конкурентоспособности российского
туристского рынка в средне- и долгосрочной перспективе.
При этом процесс формирования и развития индустрии туризма в качестве
значимой отрасли территориальной специализации в настоящее время невозможен
только за счет использования действующих рыночных механизмов без реальной
поддержки и активного координирующего участия со стороны государства,
являющегося катализатором формирования государственно-частного партнерства,
предусматривающего эффективное взаимодействие всех органов власти,
туристского бизнеса, научных и общественных организаций в реализации
масштабных туристских проектов и программ, направленных на развитие
туристской привлекательности регионов, увеличение внутреннего и въездного
туристских потоков, повышение качества туристских продуктов», — отмечает
эксперт.