Следующий год будет посвящен активным действиям по переходу на новую модель образования. Об этом заявил глава Минобрнауки РФ Валерий Фальков на совещании с ректорами российских университетов, посвященном предварительным итогам 2024 года и планам на 2025 год. Как отметил министр в ходе встречи с ректорами российских вузов, главным фокусом станет совершенствование системы через усиление фундаментальных основ и практическую ориентацию. Эти новые принципы будут играть ключевую роль в формировании обновленной образовательной структуры, стремящейся к эволюционным изменениям.
В 2024—2025 учебных годах планируется завершение пилотного проекта в 50 ведущих университетах страны, направленного на улучшение качества преподавания фундаментальных дисциплин. По результатам этого анализа, успешные практики будут адаптированы и внедрены в другие учебные заведения. Такой подход нацелен на широкомасштабное повышение уровня образования по всей стране, способствуя развитию ключевых направлений подготовки специалистов.
Дополнительно, в 2025 году университетам будет предоставлено больше бюджетных мест для приоритета инженерно-технического, педагогического и медицинского образования. Важно отметить, что количество таких мест растет по сравнению с предыдущим годом. Валерий Фальков также выразил благодарность вузам за эффективную организацию приемной кампании для участников СВО и их семей.
В мае 2023 года президент РФ Владимир Путин подписал указ о запуске пилотного проекта по реформе высшего образования в России в 2023-2026 учебных годах в ряде ВУЗов. В новой системе устанавливается базовое и специализированное высшее образование, а также профессиональное — аспирантура. Под специализированной подготовкой понимается магистратура, ординатура и ассистентура-стажировка. Сроки обучения на разных уровнях составляют: в базовом высшем — от 4 до 6 лет, в магистратуре — от 1 до 3 лет. Фальков отмечал, что базовое высшее образование будет считаться полноценным, и с этим дипломом выпускник сможет работать.
Как отмечает эксперт Среднерусского института управления — филиала РАНХиГС Анастасия Власова, усиление фундаментальных основ в обучении позволит студентам глубже понимать основные понятия и закономерности их будущей профессии, обеспечивая тем самым более высокую степень компетенции и готовности к решению сложных задач. Практическая ориентация программ, в свою очередь, предоставит студентам возможность применять полученные знания в реальных условиях, что станет важным шагом в профессиональном становлении.