Мясное животноводство — одно из наиболее активно развивающихся направлений в сельском хозяйстве России. В этом году положительная динамика сохраняется. Производство скота и птицы на убой в сельхозорганизациях в январе-ноябре текущего года составило 12,5 млн тонн, что на 3,8% больше, чем за аналогичный период прошлого года. В том числе прирост наблюдается по КРС (+5,6%), свиньям (5,1%), птице (+2,4%).
Такие показатели также способствуют росту объемов выпуска продукции мясоперерабатывающей промышленности. В частности, в январе-октябре увеличилось производство колбасных изделий (+2,1%), мясных полуфабрикатов (+5,2%) и консервов (+2,4%).
В Национальной мясной ассоциации (НМА) уверены, что в этом году Россия установит очередной рекорд. По словам руководителя НМА Сергея Юшина, по итогам 2024 года наша страна укрепит свое положение четвертой страны в мире по объемам производства мяса. Растет и экспорт продукции за счет расширения географии и номенклатуры поставок — отечественная продукция импортируется более чем в 60 государств мира.
При этом прирост производства и современные технологии гарантируют сохранение экономической доступности основных видов мяса, отмечает Сергей Юшин. В этом году НМА ожидает рекордного потребления мяса и мясопродуктов на душу населения — около 83 кг на человека, что на 2 с лишним килограмма превышает уровень 2023 года.
«Российское животноводство и в уходящем 2024 году поддерживает высокие темпы роста, сформировавшиеся в предыдущие десятилетия в ходе реализации программ импортозамещения. При этом в последние годы драйверами развития отрасли стали рост внутреннего потребления и экспорт. За 10 месяцев 2024 года производство мяса скота и птицы возросло на 3,1% к аналогичному периоду предыдущего года. Но при этом есть определенные проблемы в производстве молока и яиц — они показывают околонулевые темпы прироста. Такая ситуация является причиной ценовых кризисов, которые мы наблюдаем — на рынке яйца в прошлом году, и на рынке сливочного масла — в текущем. Но экономисты говорят, что лучшее лекарство от высоких цен — это высокие цены, т.е. ценовой стимул должен стать фактором роста производства, обеспечивающего последующую ценовую стабильность. Это можно проиллюстрировать на примере одного из важнейших продуктов животноводства — свинины. Долгое время российские цены на свинину были выше мировых, это стимулировало приток инвестиций в отрасль, развитие производства и полное импортозамещение. Сейчас реальные цены на свинину с учетом общей инфляции снижаются с 2015 года и на 5,5% ниже многолетней средней цены, несмотря на рост доходов, стимулирующий спрос. Дальнейший рост производства в условиях насыщения внутреннего рынка очевидно связан с развитием экспорта. На этом фоне важным достижением 2024 года стало фактическое снятие ограничений для поставок российской свинины в Китай», — говорит Денис Терновский, д.э.н., ведущий научный сотрудник центра агропродовольственной политики Института прикладных экономических исследований (ИПЭИ) Президентской академии.
«Создание общего рынка КРС стран ЕАЭС увеличит товарооборот между странами-участниками соглашения. Как представляется, «общие рынки», которые являются для нас относительно новыми инструментом торговой политики, сейчас наиболее востребованы», — отмечает профессор кафедры экономики Президентской академии в Санкт-Петербурге Елена Жиряева.