Российская сфера частных стоматологических услуг растет ежегодно до 10% в денежном выражении. При этом расходы на основные средства производства увеличиваются примерно на 7—10% за период, также проводится индексация заработных плат, а стоимость услуг прибавляет 12—15% в год. Соответственно, рынок не имеет естественной высокой рентабельности.
За счет чего можно повысить финансовую эффективность?
Минимизация расходов
В сфере медицинских услуг направление может быть мнимо выгодным или утопически эффективным, если экономия происходит за счет качества, будь то более дешевые аналоги расходников или низкоквалифицированный персонал. Сегодня частная медицина в России имеет определенный минимум сервисной модели, и это гарантийное обслуживание. Краткосрочно повысив показатели, уже через определенное время (в зависимости от вида услуг) медучреждение столкнется с необходимостью исправлять результат своих работ. Мы за 7 лет работы снизили количество переделок операций с более чем 10% до 1%. Такой показатель критично не сказывается на финансовой устойчивости сети.
Рост количества потребителей
Как мы посчитали, сегодня емкость рынка конкретно для нашей технологии имплантации All-on-4 в России составляет около 7 миллионов человек. Пока мы провели более 8000 подобных операций, то есть охватили чуть больше 0,1%. Здесь очевидны возможности роста с учетом конкурентного рынка до 10%. То есть в пересчете на нашу заложенную динамику роста в долгосрочной перспективе с учетом естественного роста самой отрасли это примерно 7 лет. Далее выход на страны СНГ.
Однако при выходе на масштабирование советую следовать главному правилу. Если ваша исходная модель не идеальна (а ее «клонирование» априори добавит дополнительные ошибки в систему), то множить вы будете «неуспех» в его все более неэффективных формах. Поэтому до перехода к этапу расширения доведите флагмана до идеала.
Повышение стоимости услуг
Ежегодный фиксируемый рост стоимости услуг на услуги сектора частной медицины в 12—15% — условный предельный показатель. Это очевидно в сравнении с другими отраслями услуг сегмента b2c. Например, в среднем в России рост стоимости услуг ЖКХ в 2024 году составил 9,8%, платного образования в российских вузах — 10-12%, продуктовой корзины — 13%.
Оптимизация и цифровизация процессов
Пока это можно рассматривать как единственный надежный путь. За счет чего повышаем рентабельность по данному вектору?
1. Снижение нагрузки персонала
Например, мы внедрили единое окно омниканального контактного центра, которое синхронизирует все сообщения, от соцсетей до звонков, и сэкономили на количестве позиций операторов.
2. Маркетинг
Сквозная аналитика помогла принимать быстрые и более точные решения, минимизируя лишние затраты, нейросети проводят мониторинг диалогов консультаций, дорабатывая скрипты.
3. Повышение качества услуг без затрат
Телемедицина, электронный документооборот и другие современные решения помогают ускорить процессы, стереть границы географии, оставаться на связи с пациентом 24/7.
4. Дополнительные точки контроля в цепочке
Например, дополнительный анализ КТ-снимков у нас проводится с помощью нейросети. При большом отклонении результатов проводится более глубокий анализ ситуации.
5. Выявление мегатрендов отрасли как векторов развития
Работа с big data не может решить текущих адресных задач с пациентом, но успешно формирует понимание мегатрендов. Медицина — это один из самых очевидных источников «больших данных» сегодня, что позволяет успешно применять ИТ-технологию в нашей сфере.