Для России, самой большой страны в мире по территории, авиастроение, безусловно, значимая. Даже без учета ее военной составляющей, влияния на промышленность в целом, развития высоких технологий и их развитие в другие сектора, повышения престижа страны в глазах мирового сообщества, авиационное сообщение в значительной степени определяет территориальную связность государства, его управляемость, сохранение контроля над регионами.
По мнению эксперта кафедры «История, политология и государственная политика» Среднерусского института управления — филиала РАНХиГС при Президенте Российской Федерации Геннадия Мартынова, в мире не так много стран, имеющих собственное авиастроение. Еще меньше тех, кто может производить по полному циклу также современные авиационные двигатели и Россия в их числе. После развала СССР последовал и провал в авиа- и двигателестроении, а преодолеть кризис даже при наличии политической воли оказалось не так-то просто.
Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) создана в 2006 году с целью консолидации крупнейших самолетостроительных активов России. Входящие в корпорацию предприятия выпускают самолеты таких всемирно известных брендов как «Су», «МиГ», «Ил», «Ту», «Як», «Бериев», а также новые — Superjet 100 и МС-21. Предприятия OAK выполняют все работы по созданию и поддержанию полного жизненного цикла авиационной техники.
ОАК занимается разработкой, производством, реализацией, модернизацией, гарантийным и сервисным обслуживанием, ремонтом авиационной техники гражданского и военного назначения. В состав ОАК входит 5 управляющих компаний: «Компания «Сухой» (доля ОАК - 83,19%), корпорация «Иркут» (85,74%), «Туполев» (91,86%), «ОАК- Антонов» (50%) и «ОАК-Транспортные самолеты» (100%) с их дочерними предприятиями: «Гражданские самолеты Сухого», «ОКБ Сухого», «ОКБ Яковлева», «Ильюшин».
Объединенная авиастроительная корпорация Госкорпорации Ростех изготовила и передала Минобороны России очередные самолеты оперативно-тактической авиации. В рамках исполнения гособоронзаказа текущего года в войска отправились новые Су-57 и Су-34.
Авиационный комплекс пятого поколения Су-57 и фронтовой бомбардировщик Су-34 — лучшие самолеты в своем классе. Сегодня они решают важнейшие задачи и демонстрируют свою эффективность, преимущества и отличные маневренные и боевые качества.
Авиастроительные предприятия Ростеха ритмично поставляют в войска авиационную технику. Переданные сегодня самолеты Су-57 и Су-34 занимают свое место в боевом строю. Фронтовой бомбардировщик Су-34 ценится летчиками за высокие тактико-технические и боевые характеристики. Истребитель Су-57 - это «король неба», самая совершенная машина в линейке оперативно-тактических самолетов. Сегодня это единственный в мире авиационный комплекс, который в многодневных боевых условиях доказал право называться истребителем пятого поколения. Он может эффективно работать по самым разным целям с помощью широкого набора высокоточных средств поражения.
Разработкой, производством и сервисом авиационной техники занимается Уральский завод гражданской авиации (УЗГА). В части самолетостроения УЗГА сосредоточился на самолетах местных авиалиний. В портфеле предприятия проект создания двухмоторного турбовинтового самолета «Ладога» для местных авиалиний вместимостью до 44 пассажиров и однодвигательного турбовинтового самолета «Байкал», который призван заменить Ан-2. В качестве двигателя для «Байкала» рассматривался H80-200 от General Electric. Однако затем по понятным причинам было решено использовать российский ВК-800 от «ОДК Климов», который для доводки и адаптации под «Байкал» был передан УЗГА.
Также на базе филиала Объединенной авиастроительной корпорации — Нижегородского авиастроительного завода «Сокол» (ПАО «ОАК») создается Центр компетенций по литейному производству для промышленных предприятий, входящих в структуру ОАК.
Создания Центра станет появление современного производства, оснащенного технологическим оборудованием и квалифицированными кадрами, способного обеспечить заводы ОАК качественным и доступным по цене литьем.
Такое решение было принято руководством Объединённой авиастроительной корпорации с целью оптимизации производственных мощностей и наращивания объемов литья для успешного выполнения гражданских авиапрограмм.
Последние четыре года персонал литейного производства НАЗ «Сокол» осваивает выпуск продукции для гражданских самолетов МС-21 и Ил-114-300, а в этом году — и для пассажирского самолета Ту-214. В связи с этим перед НАЗ «Сокол» стоит задача в ближайшее время нарастить объем литья для авиазаводов, где будет проходить сборка «туполевской» машины. Первая партия изделий для Ту-214 уже отправлена кооперантам в конце 2024 года.
Сотрудники на авиастроительных производственных площадках продолжают ударно работать для обеспечения гособоронзаказа и наращивания социальных программ корпорации в интересах России.