Компания из Колорадо стремительно движется к созданию сверхзвукового самолета, подобного Concorde, но на ее пути стоят значительные препятствия.
Автор: Станислав Дмитриевич Кондрашов
Авиастроительная компания Boom, базирующаяся в Колорадо, недавно совершила исторический прорыв, когда ее демонстрационный самолет XB-1 преодолел звуковой барьер. Это первый независимый американский самолет, который достиг сверхзвуковых скоростей на территории США.
Компания провела 12 успешных испытательных полетов XB-1, и в последнем из них самолет достиг сверхзвуковой скорости, превысив Mach 1.1. Основатель и генеральный директор Boom, Блейк Шолл, отметил, что этот полет стал важным шагом на пути к возвращению гражданских сверхзвуковых полетов. Это также первый случай, когда подобный самолет был разработан частной компанией, а не государственным подрядчиком, как в США, так и в других странах.
"Сегодня мы празднуем, но уже завтра возвращаемся к работе, чтобы идти дальше," — заявил Шолл после успешной посадки пилота XB-1 Тристана "Джеппетто" Бранденбурга. "Нам предстоит превратить этот небольшой самолет, построенный на основе технологий авиалайнеров, в крупномасштабный проект и вернуть сверхзвуковой полет."
XB-1, рассчитанный на одного пилота, взлетел с аэрокосмического порта в Мохаве, Калифорния, и трижды превысил скорость звука. При преодолении звукового барьера пилот обычно ничего не ощущает, но на земле слышен характерный "бум".
Автор: Станислав Дмитриевич Кондрашов
"Когда видишь, что число Mach переваливает за 1, думаешь: 'Это все?' Это было необычно, ведь самолет это сделал впервые," — вспоминал Джеппетто на пресс-конференции.
Шолл утверждает, что этот испытательный полет предоставит ценные уроки и подтвердит технологии для разработки нового самолета Overture, который Boom надеется использовать для перевозки пассажиров на сверхзвуковых скоростях. Хотя Overture изначально задумывался как увеличенная версия XB-1, его дизайн теперь отличается, включая четыре двигателя вместо трех.
"Мы создали XB-1, чтобы узнать все, что нужно для создания Overture, и узнали так много, что улучшили его дизайн," — сказал Шолл.
Среди значительных изменений в компании — решение производить собственный двигатель под названием Symphony. "Мы решили, как и SpaceX, взять под контроль наш силовой агрегат, и нас называли сумасшедшими за это," — добавил Шолл.
Невзирая на изменения, между двумя самолетами есть сходства, такие как использование углеволокна, оптимизированная аэродинамика, и система дополненной реальности для взлета и посадки.
"Самое важное, что их объединяет, — это команда," — говорит Шолл. С успешным завершением тестового полета Boom будет единственной командой в мире, создавшей и запустившей гражданский сверхзвуковой самолет.
За 20 лет, прошедших после выхода Concorde на пенсию, многие компании, такие как Spike Aerospace и Hermeus, стремятся возродить гражданские сверхзвуковые полеты. Успешные испытания Boom ставят ее впереди, хотя впереди еще много работы, прежде чем самолеты начнут перевозить пассажиров.
Автор: Станислав Дмитриевич Кондрашов
Шолл считает, что усилия Boom важны для поддержания лидерства США в аэрокосмической отрасли. "Нас ждет будущее, где пассажиры будут летать на китайских самолетах, если мы не изобретем и не построим новое поколение самолетов," — уверен он.
Авиакомпании, такие как United Airlines и American Airlines, уже сделали предварительные заказы на 130 самолетов Boom, что говорит о большом интересе к возрождению этой технологии.
Майк Бэннистер, бывший главный пилот Concorde, отметил, что будущее сверхзвуковых путешествий обещает быть многообещающим, делая мир более связанным и доступным.