В данной научной статье изложены результаты анализа общекультурного контекста формирования лингвокультурного концепта «русский человек» в русской молодёжной лигвокультуре на материале опроса студентов ВИУ РАНХиГС. В работе представлены художественная и кинематографическая классификации, названия элементов которых сочетаются с именем концепта. Преобладающая тематика обоих жанров — патриотизм и героизм.
Ключевые слова: общекультурный контекст, лингвокультурный концепт, русский человек, художественные произведения, фильмы.
Данная статья выполнена в русле национальной концептологии и лингвокультурологии и является составной частью исследования лингвокультурного концепта «русский человек» в русской молодёжной лингвокультуре, проводимого авторами. Цель статьи — представить результаты работы в области формирования общекультурного контекста формирования данного концепта на материале, полученном при анонимном письменном опросе 123 студентов первых и вторых курсов экономического и юридического факультетов Волгоградского института управления — филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской федерации в 2024 году. В перспективе данного исследования находится расширенное изучение общекультурного контекста формирования концепта «русский человек» в русской молодёжной лингвокультуре на материале данных СМИ и сети Интернет.
Проведённый авторами опрос заключался в приведении студентами на стимул «русский человек» реакций-ассоциаций художественных произведений, фильмов и песен (песни будут проанализированы в последующих работах). Заметим, что единиц примеров художественных произведений 12 студентов из 123 не привели, что свидетельствует о продолжающейся тенденции «нечитания» среди русской молодёжи