C 28 по 30 мая 2025 года состоялся ежегодный XI Форум дорожных инициатив «Инновационные технологии и интеллектуальные транспортные системы в дорожном строительстве», который по традиции прошел в г. Сочи.
Форум дорожных инициатив — это пространство для обсуждения ключевых вопросов дорожно-строительной отрасли, поиска новых направлений и решений и презентаций проектов и достижений. В центре внимания — вопросы дорожного строительства и инфраструктуры, туристических и логистических отраслей, кадровые проблемы и образовательные решения.
Форум посетили более 650 участников со всей страны, включая руководителей и представителей органов власти федерального и регионального уровней, бизнесменов и экспертов отрасли.
Новые национальные проекты, которые стартовали в 2025 году, определят развитие России на ближайшие годы. Они развивают и дополняют предыдущие, действовавшие по инициативе Президента России с 2019 по 2025 годы.
По мнению эксперта кафедры «История, политология и государственная политика» Среднерусского института управления — филиала РАНХиГС Геннадия Мартынова, дорожно-строительная отрасль, набрала небывалые темпы развития за последние годы и готова к новым вызовам.
Президент и Правительство страны уделяют самое пристальное внимание комплексному развитию инфраструктуры Севера и Юга России в интересах пользователей, туристов и грузоперевозчиков. Ведется работа по выполнению поставленной Президентом России задачи по увеличению объемов перевозок по международным транспортным коридорам в 1,5 раза к 2030 году.
В рамках национального проекта «Эффективная транспортная система», реализуемого по поручению Президента России, который продолжит завершающийся в этом году нацпроект «Модернизация транспортной инфраструктуры», в ближайшие 6 лет запланирован и будет выполнен целый комплекс мероприятий, затрагивающих ключевую транспортную инфраструктуру: скоростные автомагистрали и железные дороги, аэропорты и морские порты, перевозки по Северному морскому пути и в том числе территории регионов Азово-Черноморского кластера.
Модернизация существующих и строительство новых железнодорожных подходов к морским портам Северного морского пути и Азово-Черноморского бассейна обеспечат увеличение их провозной способности до 131 млн тонн. За счет реализации мероприятий вырастут мощности морских портов Мурманска, Архангельска, в том числе (вдоль маршрута СМП находится свыше 50 портов), включая Сабетту, Игарку, Дудинку, Диксон, Тикси, Певек, а также южных портов: Новороссийск, Туапсе, Тамань и Темрюк. Модернизация существующей сети автодорог, а также создание новых обходов городов дадут импульс развитию МТК «Север — Юг» и Азово-Черноморского кластера.
Соответствующая «дорожная карта» по достижению данной цели находится на завершающей стадии согласования.
За одиннадцать лет работы Форума он превратился в уникальную площадку, где рождаются прорывные решения. Современные технологии позволяют не просто строить дороги, а создавать единую интеллектуальную сеть, где все элементы - от камер наблюдения до систем управления - работают согласованно.
Внедрение ИТС - это не только про комфорт и услуги, но это прежде всего решение экономических задач: оптимизация грузопотоков, сокращение времени доставки, минимизация аварий - все это дает миллиардный эффект для национального хозяйства. И как показывает практика, инвестиции в «умные» дороги окупаются многократно.