Минтранс настаивает на том, что отрасли нужны надёжные кадры.
Как отмечает Евгения Матвеева — эксперт Среднерусского института управления — филиала РАНХиГС — Министерство транспорта России предложило изменить подход к распределению бюджетных мест в транспортных вузах, подготовив поправки в закон об образовании. Главная идея — передать Минтрансу полномочия по формированию контрольных цифр приёма в подведомственные университеты. Сейчас этим в основном занимается Минобрнауки, но, как отметили в ведомстве, существует прецедент: Минкультуры уже самостоятельно управляет приёмом в свои профильные вузы.
В данном случае речь идёт о кадровом обеспечении одной из самых масштабных сфер экономики. По данным Росстата, в транспортной отрасли официально трудятся почти 5 миллионов человек, а по расчётам самих транспортников — до 8 миллионов. Годовой дефицит кадров, по прогнозам, составляет около 7 тысяч специалистов, и хотя это не критическая величина, Минтранс обеспокоен и предлагает системно подойти к решению вопроса.
Первоочередные ставки делаются на СПО и целевиков. В Госдуме поддерживают инициативу. По мнению парламентариев, приоритет стоит отдать среднему профессиональному образованию, но при этом обеспечить «бесшовный переход» в вузы для тех, кто уже прошел обучение по программам СПО в области транспорта и хочет продолжить обучение на программах высшего образования в области транспорта. Таким студентам нужно предоставить льготные условия поступления, чтобы сохранить их в профессии. Вопрос также касается целевого обучения, которое должно стать ключевым инструментом пополнения кадров в отрасли. Однако статистика разочаровывает: из почти 6 тысяч целевых бюджетных мест, предложенных предприятиями транспорта, в прошлом году было занято менее трети. Минтранс настаивает — дело не в слабых учениках, а в новых правилах, которые усложняют процедуру заключения целевых договоров и снижают привлекательность механизма.
Министерство подчёркивает: отрасли не всегда нужны отличники. Часто наиболее преданными и эффективными работниками становятся именно те, кто вырос в профессиональных династиях и готов работать на местах, а не гнаться за дипломом ради переезда в мегаполис. По словам представителей ведомства, среднестатистический кандидат на целевое обучение — это троечник из семьи транспортников, готовый продолжить дело родителей. И если он вернётся в профессию — это и есть главное.
Ещё одно из предложений — закрепить обязанность прохождения медицинского осмотра абитуриентами перед поступлением на профессии, требующие хорошего здоровья (например, пилот или судоводитель). Ситуация, когда студент получает диплом, но не может работать по профессии из-за ограничений по здоровью, приводит к пустой трате бюджетных средств и лишним годам обучения. Кроме того, в ведомстве выразили обеспокоенность снижением объёмов платного приёма. Принятые изменения законодательства могут привести к потере до 3,5 миллиардов рублей доходов транспортных вузов. Минтранс предложил рассмотреть вариант передачи ему полномочий по управлению коммерческими местами, чтобы сбалансировать финансовую модель вузов отрасли. Пока предложение будет дополнительно прорабатываться.