Глава Минвостокразвития Алексей Чекунковдоложил Президенту Владимиру Путину о результатах первого года реализации федерального закона «О северном завозе». Минвостокразвития является федеральным координатором северного завоза. Поставки планируются на 3 года вперед. В этом году объем северного завоза составляет 3,4 млн т. В регионы Крайнего Севера доставляют топливо, продовольствие, медикаменты, стройматериалы и товары народного потребления. По состоянию на 1 июля завезено уже 1,5 млн т продукции. В опорную сеть транспортно-логистической инфраструктуры северного завоза входит 345 объектов —автомобильные дороги, железнодорожные станции, морские порты, аэропорты. С 2026 года государство будет финансировать содержание этих объектов. Более 90% объема северного завоза обеспечивается водным транспортом. Задействовано 444 судна. Минвостокразвития совместно с Минпромторгом, «Росатомом» и судовладельцами готовит программу обновления флота, который используется для северного завоза. Кроме того, обсуждается возможность создания отечественного дноуглубительного флота, чтобы расширить возможности для северной навигации. В этом году будет запущен первый модуль цифрового двойника северного завоза. ФГИС «Северный завоз» позволит формировать план, контролировать его исполнение, осуществлять мониторинг движения грузов, выявлять риски сбоев в поставках, а также строить оптимальные по цене и скорости маршруты. «Запущенная в прошлом году инициатива о северном завозе - это наглядный пример грамотного пространственного развития нашей страны. Особенно тут важны, на мой взгляд, два аспекта. Во-первых, это переход к трехлетнему планированию, который для самих северных территорий означает предсказуемость, а для управленцев — возможность более точно распределять ресурсы, планировать строительство, снабжение и транспортную логистику. Во-вторых, создание цифрового двойника и внедрение ФГИС «Северный завоз» закладывают фундамент для цифровой трансформации управления северными территориями. Это решение позволит не только повысить прозрачность и управляемость процессов, но и внедрить проактивные модели реагирования — от мониторинга рисков до оптимизации маршрутов в реальном времени. Это важный сигнал и пример для всех регионов, поскольку современное управление невозможно без данных, цифровых инструментов и стратегического мышления», - отметил директор Президентской академии в Санкт-Петербурге Андрей Хлутков.