По мнению эксперта Среднерусского института управления — филиала РАНХиГС Натальи Думновой, процесс наделения маркетплейсов функциями налогового агента действительно является современным и эффективным способом повышения прозрачности платформенной экономики, реформирования налогового администрирования и стимулирования роста поступлений в бюджет. Вместе с тем, успех этой реформы напрямую зависит от проработки деталей, баланса интересов государства и бизнеса, а также развития дальнейшей цифровизации и правового регулирования в данной сфере.
Сегодня маркетплейсы — это сложные экосистемы, объединяющие огромное количество продавцов и покупателей, способствующие созданию единого цифрового пространства в сфере торговли. Это порождает многочисленные вызовы для формирования эффективной системы налогового администрирования. Значительно проще и эффективнее контролировать одну крупную площадку, выступающую связующим звеном между многочисленными продавцами, чем пытаться администрировать тысячи отдельных субъектов.
Переход на агентскую модель, где маркетплейс выступает налоговым агентом и берет на себя функцию исчисления, удержания и перечисления налогов за своих продавцов, как заметил замминистра финансов РФ Алексей Сазанов, представляется целесообразным и перспективным решением. Такая централизованная схема не только облегчает государственный контроль за налоговыми поступлениями, но и обеспечивает прозрачность операций, проходящих через платформы.
Следует подчеркнуть, что во многих странах подобная практика введена и успешно работает: платформы обязаны собирать налоги с осуществляемых через них транзакций или обеспечивать передачу всей необходимой информации налоговым органам. Российский опыт пока характеризуется меньшей степенью централизации фискального контроля в этой сфере, однако планируемые реформы — логичный шаг, соответствующий мировым трендам.
При этом необходимо учитывать баланс интересов. Государство заинтересовано в увеличении собираемости налогов, однако, важно не перегрузить административными обязанностями маркетплейсы и не создать барьеров для развития малого предпринимательства на их площадках. Маркетплейсам придётся модернизировать свою инфраструктуру для полноценного выполнения функций налогового агента, внедрять новые системы учёта, отчётности, автоматизации процессов. Также, необходим комплекс мер по согласованию изменений в Налоговом законодательстве, цифровизации процессов взаимодействия между платформами и Федеральной налоговой службой.
Вполне возможно, что первоначально система будет опробована на крупнейших маркетплейсах, после чего лучшие практики и выявленные риски будут учтены при доработке нормативной базы и внедрении схемы на более широкий круг платформ.
В условиях стремительного развития цифровой экономики и трансформации торговых процессов роль электронных платформ, в частности маркетплейсов, становится всё более значимой. Наделение маркетплейсов функциями налогового агента отражает актуальный тренд развития государственно-правового регулирования платформенной экономики.