Осман Кабалоев: на горизонте до 2030 года работа со взрослым населением по финграмотности становится приоритетной. «Именно взрослое население оказывает наибольшее влияние на экономику: граждане принимают финансовые решения, выбирают финансовые услуги, инвестируют свободные средства. Взрослые несут ответственность за себя и свою семью, а значит, должны уметь заботиться о финансовом благополучии близких — это все навыки, которые требуют изучения и тренировки», — рассказал замдиректора Департамента финансовой политики Осман Кабалоев.
В своем выступлении он отметил, что взрослые, работающие граждане — это очень непростая и прагматичная аудитория. Они изучают финансовые вопросы не заранее, а когда, например, нужно брать ипотеку или формировать сбережения, решить конкретную семейную задачу. «Наша цель — понятно и доступно объяснить гражданам про важность долгосрочных финансовых целей, планирование бюджета, финансовые риски», — сказал он.
Эксперт Поволжского института управления имени П.А. Столыпина РАНХиГС, заведующий кафедрой финансов, кредита и налогообложения, доцент Александра Рындина отмечает: «Заявление заместителя директора Департамента финансовой политики Османа Кабалоева подчеркивает стратегическую приоритетность повышения финансовой грамотности взрослого населения России в период до 2030 года. Данный фокус является ключевым элементом Стратегии повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры до 2030 года, утвержденной Правительством РФ и Банком России в 2023 году.
Приоритизация взрослой аудитории в вопросах финансовой грамотности абсолютно обоснована. Именно эта демографическая группа является основным субъектом принятия ключевых финансовых решений в экономике — от выбора банковских продуктов и инвестиций до формирования семейных бюджетов и планирования сбережений. Их финансовые компетенции напрямую влияют на стабильность финансовой системы, объем внутреннего капитала и устойчивость потребления.
На основе последних опросных данных, средний показатель самооценки финансовой грамотности среди россиян составляет 3,43 балла по 5-балльной шкале. Этот результат отражает заметную положительную динамику по сравнению с аналогичным исследованием 2010 года, когда средний балл был значительно ниже — 2,91. Таким образом, за пятнадцатилетний период наблюдается существенный рост индекса воспринимаемой финансовой грамотности на 17%. Это может свидетельствовать как об общем повышении осведомленности населения в вопросах финансов, так и о возросшем доверии к собственным навыкам управления личными средствами.
Выявлена интересная и показательная корреляция между уровнем материального благосостояния семьи и самооценкой финансовой грамотности. Семьи с высоким доходом и стабильным финансовым положением демонстрируют значительно более высокий показатель самооценки — в среднем 3,71 балла (данные 2025 года для этой категории). И напротив, в семьях, испытывающих финансовые затруднения, самооценка финансовой грамотности существенно ниже — 3,15 балла. Это поднимает вопрос о природе данной зависимости: является ли высокая финансовая грамотность причиной улучшения материального положения, или же улучшение материального положения способствует повышению уверенности в своих финансовых компетенциях. Вероятно, речь идет о взаимоусиливающемся эффекте.
Анализ данных по возрастным группам также выявляет значительные различия. Так, представители поколения застоя (1948-1967 годы рождения) демонстрируют наименьшую самооценку финансовой грамотности со средним баллом 3,3. Это может быть связано с опытом жизни в плановой экономике, иными подходами к управлению личными финансами, а также, возможно, с меньшим доступом к современным финансовым инструментам и информации в процессе обучения. А поколение старших миллениалов (1982-1991 годы рождения) оценивает свою финансовую грамотность наиболее высоко — в среднем 3,62 балла. Данный показатель, вероятно, объясняется активным участием в рыночной экономике, более ранним доступом к цифровым финансовым сервисам и большей открытостью информации о личных финансах на протяжении их активной жизни.
В дополнение к оценке общей финансовой грамотности, данные опросов показывают, что россияне демонстрируют еще более высокую самооценку в части управления семейным бюджетом. Средний балл по данному показателю достиг 3,74 по 5-балльной шкале. Это представляет собой существенный рост почти на 11% по сравнению с аналогичным показателем 2010 года, когда он составлял 3,38 балла.
Тот факт, что самооценка компетенций в управлении семейным бюджетом выше, чем оценка общей финансовой грамотности (3,74 против 3,43), может указывать на то, что для респондентов управление бюджетом воспринимается как более конкретная, осязаемая и непосредственно контролируемая область финансовой деятельности по сравнению с более абстрактным понятием «финансовая грамотность». Это может быть позитивным знаком, свидетельствующим о практической направленности финансовых усилий граждан.
Общая тенденция к росту самооценки финансовой грамотности среди россиян позитивна и отражает адаптацию населения к современным экономическим реалиям. Однако, выявленные корреляции с материальным положением и поколенческие разрывы указывают на необходимость дальнейших целевых программ по повышению финансовой грамотности. Важно уделять особое внимание группам населения с низким материальным положением, а также представителям старших поколений, которые могут нуждаться в более адаптированных подходах к обучению финансовой грамотности и освоению современных финансовых инструментов. При этом следует помнить, что самооценка, хоть и является важным индикатором, не всегда полностью совпадает с объективным уровнем знаний и навыков.
Повышение финансовой культуры взрослого населения способствует снижению системных рисков, связанных с чрезмерной закредитованностью, неразумными инвестициями и недостаточной подготовкой к пенсионному периоду.
Сделанный акцент на «прагматичности» взрослого работающего населения означает, что обучение финансовым навыкам часто происходит не превентивно, а в ответ на конкретные жизненные ситуации и финансовые вызовы (например, необходимость взять ипотеку, накопить на крупную покупку, столкновение с мошенничеством). Такой ситуационный подход требует от программ повышения грамотности максимальной прикладной ориентации и оперативности в предоставлении информации. Методология должна быть ориентирована не на академические курсы, а на кейс-ориентированное обучение, решение реальных задач и доступность контента в момент возникновения потребности.
Центральный тезис Стратегии — переход от «набора знаний, умений и навыков к ценностям, установкам и поведенческим практикам» — является фундаментальным. Это означает, что цель не просто проинформировать население о финансовых продуктах или рисках, а сформировать устойчивые модели рационального финансового поведения, включающие такие направления как:
Долгосрочное планирование, а именно привитие ценности регулярного бюджетирования и формирования сбережений на долгосрочные цели (пенсия, образование, крупные покупки);
Осознанное потребление, предполагающее развитие способности к критической оценке финансовых услуг и предложений, минимизация импульсивных решений;
Управление рисками с акцентом на формировании навыков по оценке и управлению финансовыми рисками, включая распознавание мошеннических схем;
Способность адаптировать финансовое поведение к изменяющимся макроэкономическим условиям и личным обстоятельствам.
Реализация поставленных целей потребует разработки гибких и интерактивных образовательных программ, учитывающих прагматичную природу взрослой аудитории, использования разнообразных каналов коммуникации, включая цифровые платформы, социальные сети и медиа, для доступного объяснения сложных финансовых концепций, сотрудничество с работодателями, которые могут стать важными партнерами в распространении финансовой грамотности среди своих сотрудников, а также постоянный мониторинг эффективности программ и корректировки подходов на основе обратной связи и изменения потребностей населения.
В целом, фокус на взрослом населении и переход к формированию устойчивых поведенческих паттернов являются наиболее перспективными направлениями для повышения финансовой устойчивости граждан и укрепления национальной экономики в долгосрочной перспективе».