Международный форум и выставка «Безопасность и охрана труда» (БИОТ 2025) » Новости

Аудит охраны труда: право или обязанность работодателя

Чтобы гарантировано исключить риски, связанные с безопасностью на предприятии, необходим аудит системы охраны труда. Как проводить и кому доверить.

Трудовым законодательством на работодателя возлагаются обязанности по обеспечению безопасных условий труда. Это целый комплекс различных процедур, включающий разработку локальных нормативных актов, проведение мероприятий, инструктажей и пр. Даже самый опытный специалист по охране труда может недооценить требования законодательства и что-то упустить в организации этой работы. Чтобы гарантированно исключить риски, необходим аудит системы охраны труда.

Согласно нормативным требованиям, работодатель обязан создать и обеспечить функционирование системы управления охраной труда (далее — СУОТ) и организовать контроль за состоянием условий труда на рабочих местах, соблюдением работниками требований охраны труда, за правильностью применения ими средств индивидуальной и коллективной защиты (ст. 214 ТК РФ). За неисполнение установленных требований он может понести административную, а при допуске несчастных случаев с тяжелым или со смертельным исходом — уголовную ответственность.

Приказом Минтруда России от 29.10.2021 № 776н «Об утверждении примерного положения о системе управления охраной труда» (далее — приказ № 776н) для оценки результативности функционирования СУОТ рекомендуется разработать порядок проведения контроля, в том числе:

  • оценки соответствия состояния условий и охраны труда действующим государственным нормативным требованиям охраны труда, заключенным коллективным договорам и соглашениям, иным обязательствам по охране труда, подлежащим безусловному выполнению;
  • получения информации для определения результативности и эффективности процедур по охране труда;
  • получения данных, составляющих основу для анализа и принятия решений по дальнейшему совершенствованию СУОТ.

ГОСТ 12.0.230-2016 ССБТ. Системы управления охраной труда. Оценка результативности и эффективности» дает следующее определение термину проверка (audit): «систематический, независимый, оформленный в виде документа процесс получения и объективной оценки данных степени соблюдения установленных критериев».

Разница между контролем и аудитом заключается в их задачах и характере деятельности. Согласно ГОСТу 12.0.230-2016, существует два вида аудита по охране труда:

  • внешний;
  • внутренний.

Внутренний аудит — это постоянный процесс, встроенный в оперативную деятельность организации. Оносуществляется силами специалистов по охране труда самого предприятия. Внутренний аудит может быть:

  • плановым (1—2 раза в год). 
  • внеплановым, его проводят при обнаружении нарушений требований охраны труда.

Организация проведения внутреннего аудита включает в себя:

  • разработку положения (стандарта) о порядке проведения аудита;
  • разработку чек-листа или плана аудита;
  • определение объекта проверки (организацию в целом, отдельный участок, определенное рабочее место;
  • издание приказа на проведение проверки (аудита) с указанием лиц (а), занятого при проведении аудита;
  • изучение имеющейся локальной документации по вопросам охраны труда, сбор информации, беседы с работниками, наблюдение за рабочим процессом;
  • составление документа (акта) о результатах аудита, где отражают все выявленные нарушения;
  • информирование всех причастных работников о результатах аудита.

Внешний аудит по охране труда это периодическая и независимая оценка, проводимая внешними аудиторами. Он необходим в случае:

  • отсутствия в штате специалиста по охране труда;
  • подготовки к плановой проверке государственной инспекцией труда;
  • профилактики системы управления охраной труда;
  • аварии или несчастном случае на производстве.

Заказывают аудит и крупные компании, В этих случаях необходима всесторонняя проверка предприятия более компетентными специалистами на соответствие законодательным нормам. Это позволит:

  • выявить нарушения в функционировании системы управления охраной труда;
  • получить рекомендации по устранению выявленных нарушений требований охраны труда;
  • повысить уровень безопасности работников;
  • снизить возможные издержки, связанные со штрафными санкциями при проверке предприятия надзорными органами;
  • улучшить имидж предприятия, как ответственного работодателя в области охраны труда.

Проведение внешнего аудита по охране труда — право, а не обязанность работодателя.     

Внешний аудит предполагает проведение проверки представителями сторонних организаций. Аудиторы не участвуют в оперативной деятельности, а предоставляют независимую оценку деятельности в области охраны труда. Проверяться может как компания в целом, так и конкретное рабочее место.

Внешний аудит может проводиться:

  • аутсорсинговой компанией;
  • инспектором ГИТ при проведении профилактического визита.

Аудит аутсорсинговой компанией осуществляется платно на основе договора. Обычно занимает от нескольких дней до недели. Для проведения аудита по охране труда необходимо:

  • провести экспертом сторонней организации выездной или дистанционный анализ системы управления охраной труда;
  • оценить наличие и функционирование системы управления охраной труда;
  • оценить всю имеющуюся документацию в области охраны труда на предмет соответствия требованиям законодательства по охране труда, в том числе ведение журналов, нарядов-допусков и.т.п.;
  • провести оценку соблюдения порядка обеспечения работников СИЗ и смывающими и обезвреживающими средствами;
  • провести проверку организации обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда;
  • наличие опасности для здоровья работников и порядок их допуска к выполняемой работе;
  • оценить риски при выявлении нарушений в области охраны труда;
  • готовность работников к аварийной ситуации;
  • подготовить отчет и рекомендации по улучшению системы управления охраной труда.

Требования к организациям, оказывающим услуги в области охраны труда, включая проведение аудитов, определены постановлением Правительства РФ от 16.12.2021 № 2334 «Об утверждении Правил аккредитации организаций, индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги в области охраны труда, и требований к организациям и индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги в области охраны труда».

Организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации в Минтруде России. Они считаются допущенными к оказанию услуг в области охраны труда с даты их регистрации в реестре организаций или с даты внесения в реестр записи о возобновлении действия аккредитации, в случае если ее действие ранее приостанавливалось (п. 2 постановления № 2334). Проверить наличие аккредитации следует на сайте Минтруда России.

Одним из самых популярных способом аудита охраны труда в последнее время стал Профилактический визит — нововведение требований трудового законодательства. Это проверка, которую инспектор ГИТ, Ростехнадзора, МЧС или другого ведомства проводит с представителем организации в виде очной беседы или видеоконференции или мобильного приложения «Инспектор». Проводится он по заявке работодателя на бесплатной основе.

Профилактический визит является обязательным для компаний, которых отнесли к категориям высокого и значительного риска, а также с высоким уровнем производственного травматизма с тяжелыми повреждениями здоровья или смертельным исходом в предшествующие три года. Кроме того, профилактический визит обязателен для организаций, которые начинают свою деятельность в определенных сферах, например, добыче полезных ископаемых или в строительстве. Этим организациям профилактический визит инспекторы ГИТ наносят в течении года с начала деятельности (ч. 4 ст. 52 Закона  № 248-ФЗ).

Профилактический визит не проводят в отношении IT-компаний, которые включили в специальный реестр (постановление Правительства от 24.03.2022 № 448). Следовательно, все работодатели могут подать заявку на визит, чтобы выявить и устранить условия, причины и факторы, которые могут привести к нарушениям требований законодательства о труде, проконсультироваться с инспекторами по имеющимся вопросам.

Записаться на проведение профилактического визита можно через Госуслуги или через территориальную инспекцию. Обращение рассмотрят в течение 10 рабочих дней со дня его регистрации.

О проведении профилактического визита ГИТ уведомит не позднее чем за 5 рабочих дней до мероприятия.

Как правило, стандартный срок профилактического визита, один рабочий день. Но с 21.09.2024 Правительство РФ своим постановлением от 11.09.2024 № 1234 продлило предельный срок обязательных профилактических визитов до 10 рабочий дней. Его также могут продлить до четырех рабочих дней, если будет необходимо провести инструментальное обследование (ст. 82 Закона № 248-ФЗ). А если проверку проводят на объектах, которыми пользуются или управляют несколько лиц, то продлить профизит можно до 10 рабочих дней, но не больше. Кроме того, срок визита могут приостановить, если это нужно, чтобы закончить экспертизу или испытание.

По завершению визита инспектор ГИТ должен оформить акт профилактического визита, форма которого указана в приказе Роструда от 14.03.2023 № 53, а не предписание об устранении нарушений требований охраны труда. По результатам визита работодателя не штрафуют, а дают разъяснения, которые носят рекомендательный характер.

Однако, если в ходе профилактического визита выявят нарушения, которые представляют угрозу жизни и здоровью работников, инспектор ГИТ вправе инициировать внеплановую проверку (ч. 9 ст. 52 Закона № 248-ФЗ). И уже по результатам проверки инспектор может выписать штраф в соответствии со ст. 5.27.1 КоАП.

Выбор способа проведения внешнего аудита возлагается на работодателя, за некоторым исключением для компаний, указанных в ст. 52.1 Закона № 248-ФЗ. Регулярное проведение аудита системы охраны труда, анализ его результатов и исправление нарушений, как уже было сказано ранее, помогут снизить травматизм на предприятии, избежать штрафов при проверках ГИТ. 

Владимир Котов, Президент Ассоциации «СИЗ»

Менеджер: Тихон Пузиков
Просмотров: 40

Печать