Высшая школа экономики (ВШЭ) по заказу Минкомсвязи разработала стратегию развития российской отрасли до 2036 года, тогда как прежние попытки обновить действующий документ заканчивались перспективой 2030-го. Стратегия предполагает, что доля IT-отрасли в ВВП вырастет с нынешних 0,9% до 4%, при этом на рынке появятся десять компаний с капитализацией от $1 млрд. Участники отрасли высказали замечания к документу, назвав заложенные показатели заниженными.
ВШЭ по заказу Минкомсвязи разработала проект стратегии развития отрасли информационных технологий в России до 2036 года, обсуждение документа с представителями отрасли прошло 16 марта на совещании у заместителя министра связи Максима Паршина, рассказали собеседники “Ъ”, присутствовавшие на мероприятии. На нем было решено, что участники отрасли направят свои предложения по доработке стратегии в ВШЭ, после чего та обновит и отправит всем на согласование черновую версию документа.
Предыдущая стратегия развития IT-отрасли, утвержденная в 2013 году, действительна на 2014–2020 годы. В конце 2018 года вице-премьер РФ Максим Акимов дал поручение актуализировать стратегию, после чего Минкомсвязь собрала предложения участников отрасли и подготовила проект стратегии развития отрасли до 2025 года с перспективой до 2030-го, однако он не был утвержден. К нему нет отсылок и в новом проекте ВШЭ.
По словам источников “Ъ”, участники заседания высказали целый ряд претензий к документу. В частности, они отметили, что необходимо будет разработать план мероприятий и предусмотренных на них средств, увязать проект стратегии с действующими нормативно-правовыми актами, в том числе нацпрограммой «Цифровая экономика», а также, учитывая срок действия документа, предусмотреть различные сценарии развития отрасли за этот период. При этом предложенная ВШЭ доля IT-отрасли в ВВП — не менее 4% в 2036 году при уровне в 0,9% по итогам 2019 года — участникам заседания показалась заниженной.
Заниженным участникам обсуждения показалось и заложенное в стратегии количество российских IT-компаний с капитализацией от $1 млрд. «В стратегии планируется создать десять таких компаний к 2036 году, тогда как уже сегодня я могу навскидку насчитать около шести таких компаний»,— отметила президент группы компаний InfoWatch Наталья Касперская. Она также высказывает сомнения относительно объема венчурных инвестиций в IT-стартапы, который авторы стратегии обозначили в $10 млрд к 2036 году (в 2018 году этот показатель составил $409 млн). «Я не понимаю, чем этот показатель поможет и что должен означать, и как государство собирается заставить венчурных инвесторов инвестировать в IT-стартапы именно в таком объеме»,— пояснила она.
Так как стратегия государственная, то и деньги в ней должны быть не венчурными, а государственными, полагает госпожа Касперская.У ассоциации «Отечественный софт» также есть ряд предложений по доработке стратегии, рассказал “Ъ” ее исполнительный директор Ренат Лашин. Среди них он называет, например, пролонгирование льготного налогового режима для IT-компаний, введение различных мер поддержки и развития отечественного программного обеспечения (ПО) и цифровых платформ на его основе, комплексную поддержку российского ПО для продвижения на экспорт.
В проекте всего один подпункт уделен импортозамещению, тогда как, согласно указу президента, это один из приоритетов, добавляет член экспертного совета по российскому ПО Илья Массух. Кроме того, указывает он, в ключевых параметрах стратегии говорится о доле отечественного ПО в затратах на закупку и аренду софта, тогда как правильнее говорить о доле использования отечественных технологий, чтобы исключить манипуляции показателем.
Стратегия развития IT-отрасли в 2013 году систематизировала подход государства к поддержке компаний IT-отрасли, отметил генеральный директор АНО Цифровая экономика Евгений Ковнир. Значительная часть инициатив стратегии в 2018 году была включена в национальную программу «Цифровая экономика», в том числе, «поддержка отечественных разработчиков и многое другое, что требовало финансовой и нормативной поддержки со стороны Правительства», добавил господин Ковнир.