За два года из-за санкций и переориентации на новые рынки стоимость оборудования для горнолыжных комплексов выросла в четыре раза, сообщили РБК Краснодар горные курорты ЮФО и СКФО. Решить проблему и поддержать отечественных производителей техники позволит запуск нового федерального проекта «Производство отечественной продукции для туристской индустрии», который войдет в обновленный нацпроект «Туризм и индустрия гостеприимства». Его запуск анонсировало Минэкономразвития РФ.
В рамках проекта планируется производство более 290 единиц канатных дорог, свыше 300 ратраков и более 1,2 тыс. единиц систем для искусственного снегообразования. Кроме того, отрасли нужны несколько тысяч туристических автобусов. По мнению опрошенных представителей отрасли, для полного импортозамещения потребуется время. При этом, российские производители уже работают над тем, чтобы закрыть возникшую потребность.
Цены пошли вверх
В пресс-службе курорта «Красная Поляна» РБК Краснодар рассказали, что за последние 10 лет туроператоры и профильные ведомства отмечают устойчивый рост турпотока на горнолыжные курорты в России. Спрос увеличился в три раза, что стало толчком для развития горнолыжной индустрии в целом и, как следствие, привело к увеличению вложений в строительство новых и модернизацию существующих горнолыжных курортов.
«Например, для нужд курорта было решено инвестировать дополнительные средства на поддержания внушительных объемов запасных и расходных материалов на складах. Это создает базу для бесперебойной работы канатных дорог, ратраков, искусственной системы оснежения и так далее», — рассказали в пресс-службе «Красная Поляна».
В компании отметили, что не испытывают недостатка технологического оснащения. На сегодняшний день курорт «Красная Поляна» укомплектован всем необходимым комплексом оборудования в границах существующих зон катания, отметили в пресс-службе. Также дополнительно заключены договоры на поставку оборудования и техники для новых участков, которые могут быть развиты в перспективе.
«Параллельно с этим ведется плановая работа по замене парка снегоуплотнительной техники на более мощные современные модели. Стоимость оборудования для горнолыжного комплекса за последние два года выросла примерно на 300%. Подорожание связано как с расторжением прямых контрактов с европейскими заводами–изготовителями, так и со сложностью новых логистических цепочек для поставок», — пояснили в компании.
Генеральный директор ООО «ГТЦентр» (компания занимается оптовой торговлей и производством подъемно-транспортных машин и оборудования для горнолыжных комплексов) Михаил Паел рассказал, что цены за последние год-два в зависимости от позиции выросли от двух до шести раз.
«На некоторые позиции цены выросли в 5-6 раз, на другие в 2 раза. Всё зависит о того, откуда оборудование завозится: Китай или Европа», — прокомментировал Паел.
На горнолыжных курортах Северного Кавказа существует необходимость закупки дополнительного оборудования. До 2030 года курортам СКФО необходимо приобрести 19 новых пассажирских канатных дорог, сообщил РБК Кавказ генеральный директор Кавказ.РФ Андрей Юмшанов.
«До 2030 года курортам СКФО необходимо 19 новых пассажирских канатных дорог. Потребность Кавказ.РФ — 10 дорог. По семи уже определен поставщик — это отечественный производитель «Руслет», который поставляет оборудование на стройплощадки «Ведучи», «Мамисона» и «Эльбруса», — рассказал Андрей Юмшанов.
Также до 2030 года курорты СКФО необходимо обеспечить 35-40 ратраками. Девять единиц техники необходимы, чтобы закрыть потребности курортов под управлением Кавказ.РФ.
По словам игроков рынка, содержание горнолыжных курортов Юга России и Кавказа требует больших финансовых затрат. Генеральный директор и управляющий партнер ООО «Руслет» Дмитрий Сидорович рассказал РБК Краснодар, что цены на оборудование для горнолыжных курортов увеличились минимум на 40-60%.
«Причин много. Это связано и с ростом ставки ЦБ, и с удорожанием заемных средств, и с увеличением стоимости логистики и комплектующих», — отметил Сидорович. (В последний раз ключевая ставка ЦБ поднялась 26 июля до 18%)
Такое положение дел вызывает определенные сложности при закупке необходимого оборудования, однако сегодня многие компании начинают переориентировать свои производства на нужды горнолыжных комплексов, что позволит в ближайшие 1–2 года существенно сократить необходимость в поставках зарубежного оборудования, поделились в пресс-службе курорта «Красная Поляна».
«Объем средств для приобретения запчастей и горноспасательного оборудования для курортов под управлением Кавказ.РФ оцениваем в 250 млн руб. в год», — рассказал генеральный директор Кавказ.РФ Андрей Юмшанов.
Медленное, но верное импортозамещение
Компании, управляющие горнолыжными курортами Юга и Кавказа, рассказали, что импортозамещение оборудования происходит медленно. Периодически еще приходится использовать зарубежное оборудование.
«Конечно, невозможно в моменте заменить сразу все. На горнолыжных курортах продолжаем эксплуатацию импортной техники. К примеру, пока остается проблема с импортозамещением ратраков, но необходимый запас частей для их обслуживания у нас есть», — рассказал Андрей Юмшанов.
Генеральный директор ООО «ГТЦентр» Михаил Паел отметил, что сегодня европейского оборудования канатных дорог на рынке практически нет. Много предложений поступает от китайских производителей и российской компании «Руслет».
«Это первая и единственная компания [«Руслет» — прим. РБК Краснодар] в России, которая делает канатные дороги с отцепляемым зажимом (так называемые скоростные канатные дороги). Также есть производители из Самары, и Воронежа, и Кемерово. Самара, конечно, самый опытный и делает сложные кресельные канатные дороги, но не может делать пока с отцепляемым зажимом», — поделился Михаил Паел.
Сегодня компания «Руслет» сотрудничает с крупнейшими игроками горнолыжной индустрии, среди них ПАО Сбербанк, Кавказ.РФ, ПАО «ФосАгро», ГЛК «Роза Хутор», НАО «Красная поляна», ООО «Московские канатные дороги», ГТЦ «Газпром».
«В нашей компании есть собственный инженерный центр, который в настоящий момент при поддержке Министерства промышленности и торговли РФ ведет НИОКРы сразу по двум направлениям. На данный момент мы готовы предложить отечественным курортам не только новые современные канатные дороги, но и запасные части собственного производства, которые полностью подходят к подъемникам других производителей», — рассказал Дмитрий Сидорович.
В пресс-службе «Красной Поляны» подчеркнули, что государственная поддержка со стороны Министерства экономического развития, а также Министерства промышленности и торговли РФ, в рамках которой компаниям помогают импортозамещением, способствует безаварийной и безопасной работе курортов.
«Нацпроекты объединяют различные федеральные, региональные, муниципальные организации и компании в решении важных социальных, экономических задач. Турпоток во многом зависит от создания современной и комфортной инфраструктуры, обеспечить которую под силу совместными усилиями с отечественными производителями. С масштабными проектами, которые сегодня реализует Кавказ.РФ, импортозамещение — это одно из главных условий для запуска курортов в срок», — добавил Юмшанов.
На данный момент на внутреннем отечественном рынке многие крупные компании занимаются металлообработкой, трубопрокатом, запускают всевозможные процессы производства, которые дают возможность отказаться от ввоза дорогостоящих импортных комплектующих.
«Важно отметить, что российское производство не уступает по качеству европейским аналогам. Помимо этого, на рынок горнолыжной индустрии заходят и крупные китайские компании. Огромный толчок в развитии получили наши компании, занимающиеся изготовлением и строительством канатных дорог», — резюмировали в пресс-службе курорта «Красная Поляна».