Прошедшая неделя была отмечена рекордным снижением соотношения китайских цен на арматуру к железной руде до минимума с 2020 года. Этот показатель напрямую отражает критически низкий спрос на сталь в Китае, что обусловлено сложностями на рынке недвижимости и замедлением строительных работ.
Шанхайские фьючерсы на
арматуру потеряли за неделю 0,72%, подешевев до $411 за тонну.
Одновременно с этим
цены на железную руду продемонстрировали рост, подпитываемый опасениями относительно перспектив поставок с нового гигантского рудника Симанду (Гвинея) и началом традиционного сезона пополнения запасов в Китае. Цены на железную руду с доставкой в китайский порт Тяньцзинь повысились за неделю на 1% до $105,4 за тонну.
Другим негативным сигналом для рынка металлургического сырья, сулящим новый виток роста цен, является анонсированный переход на базовый уровень содержания железа в руде в 61%, вступающий в силу с 2026 года. Ранее десятилетиями 62% Fe стандарт был ориентиром для мирового ценообразования, а Pilbara Blend Fines (PBF) выступала в качестве эталона. Однако, поскольку содержания железа в руде неуклонно снижаются, 62%-ный базисный показатель больше не соответствует фактическому уровню цен на рынке. На глобальном рынке ожидаются серьёзные изменения, как для объемных, так и финансовых показателей железорудной отрасли, включая вопросы оценки железной руды. В частности, агентство Argus уже запустило специальный индекс 61% Fe наряду с 62% Fe-базисным значением, что позволяет напрямую оценивать новое сырье, учитывая различия в качестве.
Отметим, что с середины августа китайский государственный трейдер железной руды China Mineral Resources Group (CMRG) начал продавать на спотовом рынке продукцию бразильской компании Vale SA. Ранее Vale за счет прямых долгосрочных контрактов с китайскими сталелитейными компаниями удавалось избегать сотрудничества с CMRG, созданной властями Китая в целях «стабилизации импорта железной руды».
А на фоне текущих цен железной руды и падающих стальных цен прибыльность работы сталелитейных заводов в КНР вновь снижается. Впрочем, они пытаются компенсировать снижение спроса отгрузками за рубеж. Это заметила даже Турция, производители которой призывают местные власти начать борьбу с поставками из Китая по демпинговым ценам – с 2020 года объемы китайской стали на турецком рынка возросли в 10 раз.
В августе экспорт готовой стали из КНР сократился до шестимесячного минимума, снизившись на 3,3% по месяцу, но все еще демонстрирует прирост в 1,6% по сравнению с прошлым годом. Общий объем экспорта за январь-август составил 77,49 млн тонн (рост на 10% к тому же периоду прошлого года), однако суммарная стоимость экспортных поставок снизилась на 1,1% до $54,17 млрд, что указывает на снижение средневзвешенных цен реализации экспортной корзины.
Несмотря на снижающуюся рентабельность, в августе китайские заводы значительно увеличили импорт руды, достигнув одного из самых высоких показателей за текущий год. После некоторого ограничения мощностей в конце августа из-за сезонного ослабления спроса и требований властей в сентябре многими наблюдателями ожидается подъем, особенно на экспортном направлении.
На российском рынке на прошедшей неделе продолжилось снижение цен стальной продукции.
Сводный индекс цен металлоторговли MetalTorg.Ru потерял за неделю на 8,61 пункта (-1,02%). На этот раз негативная тенденция коснулось всех десяти видов продукции, входящих в индекс. Самым заметным стало падение цен на балку, которая подешевела на 3,03% до 89 571 рублей за тонну, за ней следовала арматура, потерявшая 1,21% до 49 314 рублей.
Отметим также, что, начиная с августа, спад цен металлоторговли обгоняет спад цен производителей стальной продукции РФ. Это распродажа складов, что отражает недоверие рынка к перспективам улучшения его конъюнктуры.
Согласно предварительным данным Корпорации «Чермет», в августе текущего года российские металлурги зафиксировали снижение объемов производства по всем основным категориям продукции. Это стало первым случаем одновременного падения выпуска чугуна, стали и проката за летний период.
Августовские показатели продемонстрировали снижение как относительно прошлого месяца, так и в сравнении с августом прошлого года.

Сложившаяся ситуация на рынке металлопродукции обусловлена влиянием нескольких факторов. Сезонные колебания, слабый внутренний спрос, высокие процентные ставки, избыточные мощности и конкуренция продолжают негативное влияние на ценовую динамику и прибыльность предприятий. Дополнительным фактором, сдерживающим потребление металлопродукции, является замедление темпов строительства и сокращение инвестиций со стороны российских девелоперов.
Продолжается давление на наш рынок и со стороны импорта ряда видов зарубежной металлопродукции. Как сообщил в своем выступлении на очередной конференции “Проволока - Крепеж” Денис Тавриков, коммерческий директор «Северсталь-метиз», несмотря на проводимую более 10 лет политику импортозамещения, с 2014 по 2024 г. средний уровень загрузки мощностей российской метизной отрасли снизился от 52 до 47%, а доля импорта в общем сортаменте возросла от 13 до 28%. Причем тенденция эта продолжается и в 2025 году – рекордным ростом импорта китайской стальной проволоки и канатов.
Аналогичная ситуация сохраняется на российском рынке нержавеющей металлопродукции. При спаде собственного производства в течение I полугодия 2025 года, отгрузка зарубежного проката из нержавеющей стали в адрес российских импортёров составила 185,8 тыс. тонн. Рост объёмов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — 7,4%, сообщила ассоциация «Спецсталь».
Со своей стороны в августе этого года российские металлурги отправили на экспорт по железной дороге 1,43 млн тонн стального проката и труб. Это на 0,2% больше, чем в июле, и на 12% превосходит показатель августа прошлого года. Стоит отметить, что в июле темпы роста экспорта были еще выше: +17% к предыдущему месяцу и +30% к прошлому году. С начала года, за восемь месяцев, общий объем экспортных ж/д отгрузок составил 11,2 млн тонн, что на 12% выше прошлогодних показателей за аналогичный период и на 7% выше показателей за первые восемь месяцев прошлого года.
Внутренние железнодорожные отгрузки стали российским потребителям в августе составили 2,15 млн тонн, снизившись на 6% к июлю и упав на 31% в годовом соотношении. За первые восемь месяцев было отгружено 20,46 млн тонн, что на 24% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Можно сказать, что в условиях снижающегося внутреннего спроса на сталь, темпы роста поставок на экспорт также плавно тормозят. Но пока именно отгрузки за границу поддерживают устойчивость российского сталелитейного сектора.