Распечатать

Стальной рынок: 11 - 17 ноября

MetalTorg.ru / Аналитика 17 ноября, 13:57
Завершение рекордного 43-дневного шатдауна правительства США стало ключевым событием минувшей недели, оказавшим существенное влияние на мировую торговлю. Подписание временного бюджета Трампом способствовало снижению политической неопределенности в США и снижению волатильности на глобальных товарно-сырьевых рынках.

Цены на китайскую стальную продукцию на прошедшей недели показывали разнонаправленное, но незначительное движение. Шанхайские фьючерсы на арматуру потеряли в цене 0,25%, подешевев до $404 за тонну. Цены контрактов на горячекатаную рулонную сталь подросли до $457 за тонну, показав рост в 0,22%.

По итогам октября 2025 года показатели производства стали в Китае оказались самыми слабыми с 2021 года. Выпуск стали сократился на 12% относительно октября прошлого года, составив 72 млн тонн. В целом с начала года производство уже отстаёт от прошлогодних уровней на 4%. Основная причина все та же – затяжной кризис строительного сектора, что приводит к сокращению заказов и дальнейшему давлению на рыночные цены на фоне сохранения избыточных мощностей. Государственная политика, акцентирующая внимание на дисциплине, усилила осторожность среди производителей — производство стали снижается уже пятый месяц подряд, а доля прибыльных предприятий в отрасли упала на 19 процентных пунктов по сравнению с прошлым годом.

Лондонский International Institute for Strategic Studies обнаружил то, о чем мы уже пишем уже год: китайская сталелитейная индустрия переживает системный сдвиг – на фоне торможения внутреннего спроса рекордно растет экспорт. В 2024 году он достиг 110 млн тонн, что почти на 50% больше средних значений. Этот рост вызвал волну новых торговых конфликтов – только с начала 2025 года против китайской стали было инициировано 29 антидемпинговых расследований, США и ЕС ввели дополнительные пошлины до 50%, а Еврокомиссия сократила квоты на беспошлинный импорт почти вдвое. Потребление внутри КНР упало с 1 млрд тонн в 2020 году до 857 млн тонн в 2024 году и продолжает снижаться.

Импорт железной руды в Китай почти не изменился и сократился всего на 0,1%, причем запасы сырья в портах сокращаются. Это говорит о спаде собственного производства железной руды. В долгосрочной перспективе власти Китая делают ставку на переход к электроплавильным печам — к 2030 году на них должно приходиться 20% от всего производства. Это позволит шире использовать металлолом, а не руду, что может снизить спрос на рудное сырье. Вследствие чего может сократиться дефицит качественной руды на мировом рынке и начнется снижение цен, что в первую очередь затронет крупнейших поставщиков — Австралию и Бразилию.

Еще большего эффекта специалисты ожидают от состоявшегося на прошедшей неделе запуска проекта Симанду в Гвинее. В порту Матаконг прошла официальная церемония, инициированная основными инвесторами: China Baowu Group и Rio Tinto. Завершено создание более 600 километров новой железной дороги, а также портовых мощностей. После окончания всех работ инфраструктура обеспечит экспорт до 120 млн тонн железной руды ежегодно, что делает Симанду одним из крупнейших и высококачественных месторождений в мире. Общие инвестиции в проект уже превысили $20 млрд.

В России сталелитейная индустрия по-прежнему находилась на негативном уровне. Сводный индекс цен металлоторговли MetalTorg.Ru немного замедлил снижение на прошлой неделе, потеряв 1,24 пункта (-0,15%). На этот раз цены уже четыре из десяти видов стальной продукции, входящих в индекс, оказались в символическом плюсе. Лидерами роста были электросварные трубы, подорожавшие на 0,25% до 60 973 рублей за тонну. Уголок потерял больше других в цене, подешевев на 1,05% до 53 671 рублей.

В октябре 2025 года предприятия чёрной металлургии России выплавили 5,2 млн тонн стали, что на 5,9% меньше, чем в октябре предыдущего года. При этом выпуск готового проката вырос на 4,3% и достиг 4,6 млн тонн. За январь-октябрь общее производство стали снизилось относительно прошлогоднего показателя на 4,9%, составив 56,2 млн тонн, а выпуск металлопроката сократился на 4,4% до 49,3 млн тонн. Существенно хуже дела в секторе стальных труб: в октябре произведено 0,7 млн тонн — на 29,3% меньше, чем годом ранее; за 10 месяцев объём снизился на 17,2% и составил 8,6 млн тонн.

Внутренний спрос на стальные трубы за январь-сентябрь уменьшился на 13% и составил 7,3 млн тонн. При этом структура спроса изменилась: промышленный сегмент занял 59% против 55% годом ранее, а энергетический сократился до 41%. По прогнозу, общий объём потребления труб по итогам 2025 года снизится на 11% до 10 млн тонн.
По оценке «Северстали», общее падение спроса на стальную продукцию в 2025 году составит 14-15%. В 2026 году спад затронет в первую очередь оцинкованный прокат для строителей, где ожидается сокращение на 5%.

Рынок металлоконструкций продолжает демонстрировать низкий спрос: объёмы потребления, по мнению компании, в 2025 году составят 2,1 млн тонн, в 2026 году ожидается дальнейшее снижение до 1,9 млн тонн. Но к 2030 году прогнозируется рост в 1,35 раза — до 2,9 млн тонн, чему будет способствовать реализация отложенных проектов, ускоренное развитие коммерческих и промышленных площадей, внедрение новых технологий и возврат спроса на жильё. Доля лёгких стальных тонкостенных конструкций (ЛСТК) может подрасти с 7% до 9%.

В ситуации слабого внутреннего спроса сильное влияние на отрасль оказывают продажи за пределы страны. По данным Ассоциации морских торговых портов, за январь-октябрь 2025 года перевалка чёрных металлов в морских портах РФ выросла на 24% — до 19,3 млн тонн, а перевалка руды увеличилась на 33,9%, достигнув 12,8 млн тонн.

Экспортные перспективы для российских производителей стали сейчас сохраняют оптимизм. Ассоциация «Русская сталь» повысила прогноз роста экспорта стали из России в 2025 году с 2,5% до 19%. В 2025 году, как ожидается, экспорт достигнет 24 млн тонн против 20 млн тонн в 2024 году. При этом внутренний спрос на сталь, согласно прогнозу ассоциации, сократится в 2025 году на 14% (на 6 млн тонн), и составит 37,8 млн тонн — это минимум с 2011 года.

Наиболее значительный спад потребления стали Ассоциация прогнозирует в автомобильной промышленности (-36,4%) и машиностроении (-30%). Строительная отрасль и сегмент металлоторговли снизят потребление на 10,5%, а энергетика — на 19,4%.

Как мы уже не раз отмечали, металлургический сектор России переживает период трансформации, обусловленный падением внутреннего спроса и сокращением производства. Однако спрос на российские черные металлы поддерживает наши устойчивые позиции на внешних рынках. В среднесрочной перспективе, ожидая восстановления внутрироссийского спроса к 2027–2030 годам, основные металлургические компании продолжают вкладываться в модернизацию, внедрение новых технологий и реализацию проектов.
Источник: Аналитическая группа MetalTorg.Ru