Бензин Онлайн » Новости

В 2015-2016 годах в мире инвестиции в сектор нефте- и газодобычи значительно снизились

Бензин Онлайн12 мая 2017 г., 13:53

В 2015-2016 годах в мире инвестиции в сектор нефте- и газодобычи значительно снизились. Ввиду отраслевых особенностей в различных странах процесс сокращения инвестиций отличался от региона к региону. Однако в целом негативные тенденции в инвестиционной активности добывающего сегмента нефтегазового сектора, вызванные в основном снизившимся уровнем цен и неопределенностью их дальнейшей динамики, создают в среднесрочной перспективе риски новых дисбалансов на мировых рынках углеводородов.

Растущий спрос на углеводороды в 2000-2014 годах оказал существенное влияние на увеличение капиталовложений в добывающем сегменте мировой нефтегазовой отрасли. Рост цен на нефть и газ в этот период открыл возможность для увеличения числа проектов с более высокими удельными затратами на добычу, включая проекты по разработке месторождений с трудноизвлекаемыми запасами, глубоководных месторождений, месторождений на арктическом шельфе и т.д.

В результате, по оценкам МЭА6 , объем инвестиций в добывающий сегмент нефтегазовой отрасли к 2014 году вырос почти в 5 раз относительно 2000 года, хотя прирост добычи нефти и газа в этот период составил 25%. Однако с падением цен на нефть, которое началось во второй половине 2014 года, объем инвестиций в отрасль резко стал сокращаться. В 2015 году инвестиции снизились на 25% относительно 2014 года, а в 2016 году еще на 26% к 2015 году и составили 433 млрд долл. — минимальное значение с 2008 года7. Снижение инвестиционных потоков за эти два года наблюдалось практически во всех нефтегазодобывающих странах, хотя его интенсивность и особенности различались по регионам. При этом наблюдались общие тенденции в процессе снижения капиталовложений в нефтегазовую отрасль по всему миру. К ним относится опережающее снижение инвестиций в геологоразведку. Именно в это направление нефтегазовые компании в первую очередь ограничили капиталовложения, руководствуясь необходимостью поддержки денежных потоков от проектов в краткосрочной перспективе из-за стремительного падения цен на нефть и ослабевших стимулов существенной поддержки этого сегмента в свете неопределенных перспектив восстановления цен на нефть.

В результате, по оценке МЭА, в 2016 году доля инвестиций в геологоразведку в общем объеме инвестиций в нефтегазодобычу сократилась до 14% — самого низкого уровня за по- следние 10 лет.

Еще одним важным фактором снижения объема капиталовложений является снижение удельных расходов на добычу нефти и газа. По оценкам МЭА, в 2015-2016 годах удельные расходы на добычу нефти и газа в среднем по миру снизились на 30%. Таким образом, около 2/3 общего объема сокращения инвестиций могло напрямую не оказать влияния на замедление ввода новых нефтегазодобывающих мощностей в будущем.

Однако не менее половины этого снижения издержек носит временный характер. Среди таких неустойчивых факторов сокращения издержек можно выделить изменившейся характер сотрудничества с партнерами, подрядчиками и поставщиками, которые на фоне усиления конкуренции между собой были вынуждены предложить нефтегазовым компаниям более выгодные условия сотрудничества. Отдельно стоит упомянуть валютные изменения. За два последних года ослабление национальных валют таких стран, как Россия, Казахстан, Ангола и Бразилия привели к снижению себестоимости товаров и услуг, производимых на местных рынках в долларовом эквиваленте.

Наиболее существенные сокращения капиталовложений были отмечены в регионах, где стоимость разработки относительно высока, а в структуре инвестиций преобладают небольшие проекты, которые могут более гибко адаптироваться к рыночным изменениям. Наглядным примером является нефтегазовая отрасль Северной Америки, прежде всего США. Этот регион стал основным источником роста капиталовложений в разведку и добычу углеводородов в 2000-2014 годах из-за развития там проектов по разработке нетрадиционных запасов нефти и газа. Около половины всего прироста мировых капиталовложений в мировой добывающий нефтегазовый сектор приходилось на этот регион, в результате чего в 2014 году Северная Америка обеспечивала почти 40% общего объема инвестиций в нефтегазодобычу. Местные проекты по разработке сланцевых месторождений имеют более короткие инвестиционные циклы, чем традиционные проекты в сфере нефтегазодобычи. Поэтому инвестиционные решения и корректировка планов по их реализации в большей степени зависят от ценовых колебаний на рынках, произошедших за последние годы. По этим причинам в 2015-2016 годах здесь было отмечено наиболее существенное сокращение инвестиционной активности — около 50%. При этом регион по-прежнему формирует около трети всех мировых инвестиций в добывающий сегмент нефтегазовой отрасли.

Гораздо меньше падение цен на углеводороды затронуло потоки инвестиций на Ближнем Востоке. Причинами являются традиционно низкая себестоимость добычи в этом регионе и большое количество крупных инвестиционных проектов, финансирование которых менее подвержено конъюнктурным колебаниям рынка. Доля Ближнего Востока в объеме мировых инвестиций в нефтегазодобычу за последние два года удерживалась на уровне более 10%.

Страны Африки к югу от Сахары в 2015-2016 годах были вынуждены прибегнуть к сокращению финансирования своих глубоководных проектов, которые с начала 2000-х годов получили здесь стремительное развитие. Сокращение инвестиций в нефтегазодобычу прежде всего затронуло Нигерию и Анголу, где были отложены или отменены несколько крупных планируемых проектов. Также можно отметить замедление темпов разработки месторождений нефти и газа в странах Восточной Африки.

В России снижение инвестиций в долларовом эквиваленте в значительной степени бы- ло компенсировано ослаблением курса рубля, что также позволило снизить издержки, и гибкой налоговой системой, учитывающей ценовые колебания на внешних рынках. При этом снизившиеся цены на нефть в России в 2015-2016 годах, наряду с введением санкций и неопределенностью с будущим налоговым регулированием в отрасли, являлась лишь одним из сдерживающих факторов осуществления капиталовложений в нефтегазодобычу.

В Бразилии инвестиционные планы компании Petrobras в 2015- 2016 годах годов несколько раз пересматривались в сторону сокращения на фоне суще- ствующих проблем в экономике страны и коррупционным скандалом в компании. Снижение инвестиционной привлекательности нефтегазодобычи в Северном море в указанный период привело к сокращению инвестиций на 30-40%, несмотря на действия Великобритании и Норвегии по поддержанию добывающих компаний смягчением налоговых условий. Крупнейшие китайские нефтегазовые компании сократили свои объемы инвестиций в пределах 40% в условиях начавшихся проблем с конкурентоспособностью местных проектов и завершения периода крупных капиталовложений за ру бежом.

Основным вопросом в свете резкого снижения инвестиций в добычу углеводородов является устойчивость и сбалансированность рынков углеводородов в будущем. После рекордного объема инвестиций в 2013-2014 годах ожидать дефицита предложения на мировом рынке нефти и газа в краткосрочной перспективе не приходится.

Однако провал инвестиционной активности в 2015-2016 годах ставит под вопрос достаточность нефтегазодобывающих мощностей в среднесрочной перспективе. МЭА, в частности, оценивает, что с учетом объемов инвестиций в нефтегазовую отрасль за последние годы прирост дополнительных мощностей по добыче нефти в мире к 2022 году составит 5,6 млн барр./день, причем к 2020 году их рост существенно замедлится.

Мировой спрос на нефть за этот же период может увеличиться на 7,3 млн барр./день. С учетом далеко не полного использования существующих производственных мощностей в нефтедобыче ситуация с достаточностью предложения в среднесрочном периоде хоть и не выглядит критической, но позволяет говорить о росте рисков дефицита предложения на рынке нефти. Поэтому объем, динамика и структура капиталовложений в добывающий сектор мировой нефтегазовой отрасли в ближайшие годы будут играть особую роль в устойчивости энергетических рынков мира в целом из-за их тесной взаимосвязи.

Восстановление цен на нефть и их стабилизация в начале 2017 года, являющиеся прежде всего результатом реализации сделки ОПЕК и ряда других нефтедобывающих стран по снижению уровня добычи нефти, должно остановить нефтегазовые компании в дальнейших масштабных сокращениях капиталовложений. При этом некоторые крупные компании, включая ExxonMobil, Statoil и «Роснефть», уже объявили о планах по увеличению капиталовложений в 2017 году.

http://www.benzol.ru/n/56145
Просмотров: 63

Печать