Правительство обсуждает создание отдельного механизма для поддержки инвесторов, которые будут ставить на ТЭС новые российские газовые турбины. Он также может увеличить спрос на это оборудование, пока только разрабатываемое в РФ в рамках импортозамещения. В основу механизма предложено взять схему по оплате новой генерации, закрывающей энергодефицит в отдельных районах, он применялся, например, в Крыму. Но эта схема обходится потребителям в несколько раз дороже, чем другие механизмы возврата инвестиций.
Правительство поручило Минэнерго, Минпромторгу и "Системному оператору" (СО, диспетчер энергосистемы) подготовить предложения о включении пилотных образцов российских газовых турбин большой мощности (свыше 65 МВт) в механизм конкурентного отбора мощности новой генерации (КОМ НГ), следует из протокола совещания у вице-премьера Дмитрия Козака от 22 августа (есть у "Ъ").
Идею подал глава СО Борис Аюев, говорят источники "Ъ".
Механизм КОМ НГ создавался специально под нерыночные проекты для энергодефицитных точек, основанием для проведения отбора является зафиксированный Схемой и программой развития ЕЭС России (СиПР) дефицит в локальной энергозоне в течение трех лет (в проекте постановления Минэнерго по модернизации срок предлагается снизить до года). Сам механизм применялся всего дважды: для строительства Сакской ТЭЦ в Крыму (строит "КрымТЭЦ" Петра Нидзельского) и ТЭС в Тамани (строит "Технопромэкспорт" "Ростеха"). После массовых строек новой генерации в 2010-х годах в Единой энергосистеме РФ уже не осталось энергодефицитных точек.
По словам Владимира Скляра из "ВТБ Капитала", основная разница между КОМ НГ и договорами о поставке мощности (ДПМ, по ним в последние годы строилась новая генерация для рынка) в том, что первый устанавливает предельный уровень платы за мощность, не зависящий от ставок ОФЗ и цены оборудования, то есть все эти параметры - риски самих генераторов.
Но в ДПМ и сейчас в новой программе модернизации потолок этих параметров четко обозначен, а плата за мощность зависит от выбранных параметров и эффективности компании. КОМ НГ гораздо дороже программ ДПМ и модернизации: предельный платеж за мощность установлен в 1,729 млн руб. за МВт в месяц, при модернизации ожидается на уровне 450-550 тыс. руб. за МВт в месяц (без учета более дорогих парогазовых установок).
В СО пояснили, что в контексте поручения под КОМ НГ следует понимать совокупность правил и процедур принятия и реализации решений о строительстве новой мощности. "Предложение заключалось в том, чтобы рассмотреть возможность модификации этой системы для строительства ТЭС с использованием отечественных газовых турбин", - уточнили там.
Собеседники "Ъ" отмечают, что изменения КОМ НГ расширяют основания для проведения отборов и позволяют включить в них дополнительную квоту для загрузки машиностроителей. Исходно предполагалось, что сбыт для пилотных образцов отечественных газовых турбин будет обеспечен за счет их участия в программе модернизации старых ТЭС (объем 1,3 трлн руб. до 2030 года). Но глава "Силовых машин" Алексей Мордашов еще в апреле просил ведомства поддержать производство газовых турбин на 65 и 170 МВт. В частности, речь шла о гарантиях закупки энергетиками 48 газовых турбин "Силовых машин" на 15 млрд руб. в рамках модернизации ТЭС. В Минпромторге "Ъ" говорили, что предполагаемый объем участия бюджета в проекте разработки турбин может составить 7 млрд руб. в 2019- 2021 годах. Сейчас в Минэнерго и Минпромторге на запрос "Ъ" не ответили, в Минэкономики сообщили, что в основном поддерживают включение проектов с газовыми турбинами в механизм КОМ НГ.
Директор "Сообщества потребителей энергии" Василий Киселев подчеркивает, что целью и условием КОМ НГ является дефицит мощности. "Идея оплачивать пилотные проекты газовых турбин с помощью КОМ НГ меняет суть и цель механизма - фактически предлагается новый вид " нерыночного ДПМ", который будет снижать привлекательность энергосистемы для потребителей", - считает он. Старший аналитик Центра энергетики МШУ "Сколково" Юрий Мельников полагает, что формулировка поручения связана с повышенными рисками, возникающими у инвесторов в связи с использованием пилотных газовых турбин. Например, турбины могут не соответствовать требованиям к оборудованию, описанным в правилах, а также не выдерживать требуемую договором КОМ НГ готовность к выдаче мощности. "Речь может идти о внесении преференций заявкам, в которых предлагается использовать российские турбины, - считает он. - Если это так, то подобную меру нельзя назвать рыночной - разумнее было бы отбирать самые эффективные, надежные и недорогие проекты".