Бензин Онлайн » Новости

"Роснефть" совершила разворот в Азию

Бензин Онлайн Бензин Онлайн8 ноября 2018 г., 14:17

В июле - сентябре госкомпания впервые экспортировала больше нефти на восток, чем на запад

Основным экспортным рынком для "Роснефти" вместо Европы стала Азия. В июле - сентябре госкомпания впервые экспортировала больше нефти на восток, чем на запад

Такие данные содержатся в отчете "Роснефти" по МСФО за III квартал, опубликованном 6 ноября. На экспорт в Азию компания поставила 15,7 млн т нефти (48% экспорта), в Европу - 13,1 млн т (40%). Всего с начала года "Роснефть" поставила в Азию 43,1 млн т, а в Европу - 41 млн т.

До сих пор вплоть до II квартала нынешнего года крупнейшим зарубежным покупателем нефти у российской госкомпании была Европа. Еще недавно "Роснефть" поставляла туда более 60% сырья. Разрыв поставок на запад и на восток еще в прошлом году был гигантским - 65,3 млн т против 47,7 млн т.

Основной потребитель российской нефти в Азиатском регионе - Китай. "Партнерство с Китаем для нас осознанный стратегический выбор, - говорил в сентябре главный исполнительный директор "Роснефти" Игорь Сечин. - "Роснефть" продает в Китайскую Народную Республику треть всей экспортируемой нефти". В прошлом году в Китай "Роснефть" поставила около 40 млн т. "В нынешнем году объем наших поставок [в Китай] может составить до 50 млн т", - говорил Сечин.

С чем связано падение поставок нефти в Европу и рост поставок в Азию, представитель "Роснефти" комментировать не стал.

Изначально китайский рынок начал осваивать ЮКОС Михаила Ходорковского, вспоминает директор отдела корпораций Fitch Дмитрий Маринченко. Но после того как крупнейший добывающий актив ЮКОСа - "Юганскнефтегаз" (добывает по 66,5 млн т нефти в год) - достался "Роснефти", госкомпания продолжила лоббировать строительство трубопровода Восточная Сибирь - Тихий океан (ВСТО), говорит Маринченко. Первая очередь трубы была запущена в 2009 г. При этом "Роснефть" под поставки нефти в Китай регулярно привлекала предоплату.

Именно после покупки "Юганскнефтегаза" "Роснефть" начала разворот на восток. В 2004 г. Китай одолжил госкомпании $6 млрд для оплаты покупки "Юганскнефтегаза" в обмен на поставку 48,4 млн т нефти в 2005-2010 гг.

Основной покупатель сырья "Роснефти" - China National Petroleum Corporation (CNPC). Компании заключили три долгосрочных контракта. Первый был подписан в 2009 г. на поставку 15 млн т нефти в год в 2011-2030 гг. по отводу от ВСТО. Летом 2013 г. был заключен договор на поставку еще 325 млн т на 25 лет. Третий контракт был подписан также в 2013 г. Это пятилетнее соглашение на поставку 35 млн т, которое в январе 2017 г. было продлено еще на пять лет и увеличено на 56 млн т нефти.

ВСТО можно расширить (и это запланировано), перевалку через дальневосточные порты - увеличить, считает аналитик АКРА Василий Танурков. "Два ответвления в Китай от ВСТО сейчас могут пропустить суммарно 30 млн т нефти в год, плюс поставки через Казахстан - еще около 10 млн т, - перечисляет он. - Через порт Козьмино в 2017 г. прошло еще 23 млн т".

"Роснефть" в последние годы наращивает добычу на востоке страны. В том числе растут проекты, в которых получили долю китайские и индийские компании, добавляет аналитик "Атона" Александр Корнилов. "При этом Европа стагнирует из-за снижения темпов экономического роста, перехода к сервисной экономике, - указывает Корнилов. - Поэтому снижает потребление [нефти]". Страны Евросоюза активно переходят к возобновляемым источникам энергии, отказываются от моторного топлива в пользу электромобилей, говорит эксперт. "Сотрудничество с Китаем идет по нарастающей - в том числе за счет привлечения китайских компаний в отдельные добывающие проекты, - рассуждает Танурков. - Вполне логично, что китайцы увеличивают закупки у компаний, в которых у них есть доля". Китай - это крупный и достаточно быстро растущий, в отличие от Европы, рынок, так что он перспективен для любых нефтедобывающих компаний. Кроме того, у "Роснефти" сейчас много новых месторождений в том же Красноярском крае, откуда достаточно удобно экспортировать в Китай, говорит Танурков.

"Роснефть" продолжает наращивать поставки нефти в Китай - в соответствии с долгосрочными контрактами в счет предоплаты", - говорит Маринченко. При этом значительная часть поставок в Европу осуществляется по краткосрочным контрактам. "Нельзя сказать, что один рынок существенно выгоднее, чем другой, - считает Маринченко. - Но поставки в Китай выгодны с точки зрения страховки от новых гипотетических рисков".

При этом Европа по-прежнему покупает у "Роснефти" больше нефтепродуктов, чем Азия, - 12,3 млн т против 4,6 млн т, следует из отчета "Роснефти".

Менеджер: Андрей Редин
Просмотров: 50

Печать