TobaccoPortal.ru: табачная промышленность » Новости

Количество магазинов электронных сигарет резко увеличилось

Магазины с электронными устройствами для курения, в первую очередь одноразовыми, становятся популярным розничным форматом. С 2019 года число таких точек в РФ выросло в два раза, до 4,2—5,2 тыс. объектов. Эксперты и участники рынка считают, что большая часть продукции в подобных магазинах продается в обход акцизов, а чиновники уже планируют ужесточение регулирования этого рынка.

За последние два года в России количество вейп-шопов — точек по продаже электронных устройств для курения, в том числе одноразовых испарителей,— выросло в два раза, подсчитали для “Ъ” 2ГИС и «Яндекс.Бизнес».

По данным 2ГИС, на начало декабря 2021 года в стране насчитывалось 5,2 тыс. таких магазинов, из которых 1,1 тыс. точек работало в Москве.

Годом ранее, согласно 2ГИС, в России было 3,1 тыс. таких объектов, а в конце 2019 года — 2,6 тыс. магазинов.

По данным «Яндекс.Бизнеса», с 2019 года число точек по продаже электронных устройств для курения в России выросло с 1,9 тыс. до 4,2 тыс. Оценка 2ГИС включает табачные лавки, в ассортименте которых есть электронные устройства для курения, а «Яндекс.Бизнес» считал только магазины без традиционного табака.

Гендиректор DNA Realty Антон Белых подтверждает тенденцию. По его словам, арендаторы, открывающие вейп-шопы, охотно встают рядом со своими конкурентами и все чаще готовы брать помещения большего размера: «Если раньше они искали помещения не дороже 100 тыс. руб. в месяц, то сейчас берут и по ставке 250 тыс. руб. в месяц даже без торга». Стремительный рост количества точек, видимо, связан с хорошей рентабельностью бизнеса, полагает господин Белых.

Председатель правления ассоциации ПАУРРЭНС (объединяет участников рынка электронных никотиновых систем) Максим Королев также связывает распространение таких магазинов с ростом продаж одноразовых электронных средств доставки никотина (ЭСДН).

По его словам, большая часть такой продукции ввозится в РФ нелегально, а акциз платится только за устройство, но не за жидкость. Первый вице-президент ассоциации «Антиконтрафакт» Байсолт Хамзатов оценивал ранее рынок одноразовых ЭСДН в РФ по итогам 2020 года в 40,5 млн штук, а в этом году его объем может превысить 93,1 млн штук. По данным «Антиконтрафакта», более 80% продаж в сегменте приходится на устройства китайского бренда HQD.

Источник “Ъ” в одной из крупных сетей по продаже электронных устройств для курения утверждает, что в их ассортименте представлена только легальная продукция, но в целом контрафакт на рынке доминирует, обеспечивая 80—90% продаж. Объем рынка только одноразовых ЭСДН в РФ он оценивает примерно в 100 млрд руб. Оценки сервисов в 4—5 тыс. точек с такой продукцией собеседник “Ъ” считает заниженными на порядок.

По словам директора по правовым вопросам и внешнекорпоративным связям BAT (бренды Dunhill, Kent, Pall Mall) субрегиона Россия, Центральная Азия и Белоруссия Олега Барвина, особенность действующего регулирования одноразовых ЭСДН в РФ состоит в отсутствии обязательной сертификации при ввозе продукции в страну, чем пользуются недобросовестные производители. По данным «Антиконтрафакта», в ряде случаев информация на упаковке устройств вводит потребителей в заблуждение относительно состава, а концентрация никотина может превышать норматив 20 мг на 1 мл.

Директор по работе с органами государственной власти «JTI Россия» (Winston, Camel) Василий Груздев добавляет, что проблема и в том, что такая продукция продается и несовершеннолетним.

Табачные компании рассчитывают, что ситуацию исправит проект по маркировке ЭСДН и обязательное декларирование соответствия стандартам для жидкостей для электронных систем доставки никотина. Эксперимент по маркировке планируется начать с 1 февраля 2022 года, соответствующий проект находится на этапе межведомственного согласования, сообщил “Ъ” замглавы Минпромторга Виктор Евтухов. В 2022 году АНО «Национальный научный центр компетенций в сфере противодействия незаконному обороту промышленной продукции» планирует также провести исследование рынка нелегальной никотинсодержащей продукции, добавил он.

Источник: kommersant.ru
Менеджер: Ольга Лыхина
Просмотров: 435

Печать