Сегодня мы являемся свидетелями возрождения интереса к канатной технологии перевозки грузов. Сама по себе идея не нова, в Советском союзе еще в двадцатых годах прошлого столетия довольно активно строили и внедряли грузовые канатки, однако в конце восьмидесятых интерес промышл далее
Сегодня мы являемся свидетелями возрождения интереса к канатной технологии перевозки грузов. Сама по себе идея не нова, в Советском союзе еще в двадцатых годах прошлого столетия довольно активно строили и внедряли грузовые канатки, однако в конце восьмидесятых интерес промышленников переключился на автомобили и конвейеры. Главные преимущества современных грузовых канатных дорог: -
Возможность существенно сократить дистанцию и, как следствие, увеличить скорость перевозок. Производительность современных грузовых канаток составляет в среднем 600 тонн/час. Интенсивность конструкторских разработок в этом направлении позволяет предполагать, что в ближайшем будущем этот показатель вырастет до 1000 тонн/час и более. -
Возможность осуществлять перевозки в районах со сложным рельефом, где использование прочих видов транспорта является крайне невыгодным с экономической точки зрения. -
Независимость от климатических факторов, безопасность и надежность. Воспрепятствовать движению может разве что сильный штормовой ветер. -
Оптимальная стоимость строительства и эксплуатации, долговечность (срок эксплуатации достигает 40 лет и в некоторых случаях даже больше), быстрая окупаемость вложений. Автоматизация позволяет свести к минимуму использование человеческих ресурсов. Низкие энергозатраты. Более того, энергия спуска может преобразовываться в электрическую. -
Минимализация строительных площадей, отсутствие необходимости вырубки леса и вмешательства в природную среду, минимизация шумов при транспортировке. -
Оживление экономики труднодоступных районов. Наконец, грузовые канатные дороги могут быть сконструированы в комбинированном исполнении для перевозки как грузов, так и пассажиров. Например, в 2014 году на Красной поляне в Сочи была построена самая длинная в мире грузопассажирская канатная дорога протяженностью более 5 тысяч метров, и перевозят в ней людей, грузы и даже автомобили. Однако существуют и некоторые сложности, над преодолением которых в настоящее время напряженно работают конструкторы по всему миру: -
Именно в горах, где канатки наиболее востребованы, их строительство и монтаж требует повышенных затрат. Однако затраты на стадии строительства окупаются в течение нескольких лет за счет низкой стоимости эксплуатации. -
Безостановочное перемещение на длительные расстояния имеет обратную сторону медали. Например, при отрицательной температуре воздуха транспортируемый груз может замерзнуть. Строительство термокабин решает проблему, при этом увеличивая себестоимость проекта. -
В ряде случаев проблематично осуществить выгрузку без остановки каната. -
Низкая производительность относительно ленточных конвейеров. Также канатные дороги уступают ленточным конвейерам при транспортировке сыпучих материалов, и именно в данном случае конвейерные ленты оказываются более предпочтительным способом перемещения. Кроме того, по подсчетам экспертов, если составить сумму затрат на покупку, монтажа и эксплуатации системы для транспортировки мелкодисперсных материалов, то оказывается, что ленточные конвейеры – наиболее выгодный вариант. Тем не менее, при проектировании ленточных конвейеров разработчик вновь сталкивается с вечной проблемой отчуждения земельных территорий, расходов на строительство, ограничений в рельефе и изогнутости маршрута. Задачу решает гибридный, компромиссный вариант – канатно-ленточный конвейер, в котором разделены движущая канатная и несущая ленточная части. Он сочетает в себе достоинства обоих видов грузового транспорта: возможность транспортировки на дальние расстояния по сложному маршруту, надежность, оптимальные затраты на сборку и эксплуатацию, высокая пропускная способность и безопасность доставки сыпучих материалов. |