Российский рынок вольфрама
Еще тридцать лет назад Россия играла одну из ключевых ролей на рынке вольфрама, обеспечивая около 30% мирового спроса на этот металл. Сегодня, по данным Национального рейтингового агентства, нам остались лишь скромные 4% глобального производства. Один из первых болезненных ударов по отрасли был нанесен еще в середине 1990-х, когда государство, испытывая валютный голод, выбросило на мировой рынок гигантский объем российского вольфрама из Госрезерва. К примеру, только в 1997 году было экспортировано более 9 тыс. т этого металла, что привело к снижению цен на концентрат в Европе до $40 за 1% содержания вольфрама и даже ниже.
В итоге к концу 1990-х годов все десять российских комбинатов, которые на тот момент добывали и перерабатывали вольфрам, приостановили или прекратили свою работу. Среди них крупнейший в мире Тырныаузский вольфрамо-молибденовый комбинат в Кабардино-Балкарии. За полвека своей истории до закрытия он произвел 412 тыс. т вольфрама при пике производства более 11,5 тыс. т в 1969 году (около половины производства в стране).
Частичное восстановление этой отрасли с 2000-х годов привело к некоторой стабилизации российского производства и рынка вольфрама (табл. 1).
Информация о динамике разведки и добычи вольфрама за 2021 год и далее перестала быть общедоступной. Однако говорить о том, что наши власти осознали стратегическую ценность и важность данного металла, явно преждевременно. В 2021 году Минфин решил, что бюджет недополучил налогов с тех сверхприбылей, которые имели горно-металлургические компании в период роста цен на мировом рынке. Повышение ставки НДПИ с 8 до 28% произошло несмотря на то, что по ГОСТу вольфрам относится к категории редких металлов. Налоговый кодекс перенес его в категорию обычных цветных, таких как цинк или медь.
Как показало время, в отношении вольфрамовой отрасли РФ увеличение ставки налогов оказалось непродуманным и неверным, сделав производство вольфрамовых концентратов невыгодным. К примеру, в КНР пару десятилетий назад, на этапе развития вольфрамовой отрасли, госналог на добычу вольфрама составлял только 6%.
Пока некоторую стабильность добычи и производства вольфрама в РФ, а также его потребления (на уровне около 4000 т в год) обеспечивает компания «Приморский ГОК», работающая в едином технологическом цикле с горнорудной компанией «АИР».
В 2022 году компания «Приморский ГОК» и горнорудная компания «АИР» произвели 2823 т вольфрамового концентрата, из которых около 796 т было экспортировано (рис. 1).
Фактически это более чем две трети российской добычи и переработки вольфрамового сырья.
Проблемой ГОКа является истощение горнорудной базы — месторождения Восток-2. По оценке геологической службы компании, запасы руды на данном месторождении способны обеспечить работу обогатительной фабрики в течение еще 4—10 лет в зависимости от содержания полезных компонентов. Поэтому руководство последние 15 лет активно инвестирует в доразведку и подготовку запасов.
Отметим, что рентабельность производства группы в 2018—2021 годах снижалась, оставаясь положительной — во многом за счет заметного экспорта концентрата, который сохраняется независимо от санкций до сих пор.
Второй производитель вольфрамового концентрата — Новоорловский ГОК (до 30% добычи и до 20% переработки в РФ) — испытывает немало проблем.
После банкротства ЗАО и преобразования его в новую одноименную компанию (АО) летом 2022 года производственные активы компании остались в работе. Добычу вольфрама на Спокойнинском месторождении (Забайкальский край) и его обогащение продолжили. Организационно контрольный пакет акций АО перешел в залог переработчику редких металлов — ООО «Молирен» (г. Рошаль, Московская область).
Однако финансовое состояние этого производства остается тревожным. Компания была убыточна в 2019—2020 годах, а в 2021 году ее чистый убыток вырос до 552,9 млн руб. Собственный капитал предприятия перед банкротством также имел отрицательное значение.
далее на https://www.metalbulletin.ru/a/33E