Мировой рынок
На протяжении первых четырех месяцев 2022 года цены на цинк уверенно росли, неоднократно приближаясь к отметке $4500 за т. Спрос был хорошим в большинстве регионов, в то время как производство ограничивалось высокими ценами на электроэнергию, особенно в Европе. Энергетический кризис, начавшийся годом ранее, усугубился с началом СВО. В результате многие металлургические заводы были вынуждены либо сокращать производство, либо и вовсе его останавливать. Так, в сентябре бельгийская компания Nyrstar вывела мощности по выплавке цинка в Budel (Нидерланды) на техническое обслуживание, а ее предприятие Auby на севере Франции после ремонта так и не возобновило работу из-за «сложных рыночных условий». Компания Glencore, закрывшая свой завод в Portovesme (Италия) в связи с высокими тарифами на электроэнергию еще в конце 2021 года, позднее перевела плавильный завод Nordenham в Германии также на техническое обслуживание.
Сокращение предложения привело к новому витку роста цен. Однако удержаться на новых уровнях им не удалось, поскольку не только предложение, но и спрос начали падать. В первую очередь из-за ограничений, связанных с COVID-19, и проблем на рынке недвижимости в Китае. На долю оцинкованной стали строительного назначения приходится около половины всего спроса на цинк. Таким образом, к концу 2022 года металл опустился до $3000 за т, хотя среднегодовая цена на Лондонской бирже (3-месячный контракт) поднялась на 15%, составив $3448 за т (рис. 1).
В начале 2023 года просевшие до 18-месячного минимума европейские цены на электроэнергию позволили цинковым заводам возобновить работу некоторых предприятий. Но высокие процентные ставки и слабеющая китайская экономика сильно затормозили спрос на металл, создав теперь перекос в сторону избытка предложения. К 31 мая 2023 года цена опустилась до самого низкого уровня с сентября 2020 года — $2248,5 за т.
Сочетание низких цен и высоких затрат на добычу привело к тому, что некоторые горно-металлургические предприятия вновь были вынуждены временно приостановить свою работу. В июне из-за «финансовых потерь» шведская компания Boliden заморозила деятельность крупнейшего цинкового проекта Tara в Ирландии. С сентября и до середины 2025 года приостановила производство цинкового концентрата на предприятии Aljustrel португальская компания Almina-Minas do Alentejo. За этим последовала новость о том, что дочерняя компания Trafigura Nyrstar также временно прекращает работу на двух своих цинковых рудниках в штате Теннесси, США.
Впрочем, это не сильно помогло ценам — за 2023 год средняя стоимость цинка на LME снизилась на 24%, составив $2650 за т.
Зато закрытие высокозатратных рудников повлияло на общемировую добычу цинка в 2023 году. По данным Международной группы по изучению свинца и цинка (ILZSG), она снизилась на 1,4%, составив около 12,3 млн т. При этом в Китае добыча на шахтах осталась на уровне предыдущего года — порядка 4 млн т (рис. 2).
Существенные сокращения произошли в Канаде (-32% за год), Австралии (-11%), Мексике (-10%) и США (-2%). Это было почти компенсировано расширением добычи цинка в Казахстане (+8%), Перу (+7%) и Индии (+2%).
В то время как мировая рудная добыча продолжала падать второй год подряд, за счет запасов и вторичной переработки производство рафинированного металла в 2023 году поднялось до уровня 2021 года и составило 13,9 млн т (+3,8%). Основной движущей силой роста стал Китай, выпустивший 6,6 млн т (+11%). Страна не только нарастила импорт цинковой руды и концентратов, но и вновь стала нетто-импортером рафинированного цинка после редкого периода чистого экспорта годом ранее. Тогда, в 2022 году, китайский цинк помог восстановить равновесие на мировом рынке. С середины 2023 года объем поставок данного металла в Китай стал уверенно расти и всего за минувший год увеличился в 5 раз, до 380 тыс. т.
Что касается спроса, то его сокращение в Европе, Японии, Турции и США было компенсировано ростом в Китае и Индии. Однако мировое потребление метала в 2023 году хоть и увеличилось на 1,7%, до 13,66 млн т, но оказалось недостаточным для достижения равновесия на рынке.
После двух лет дефицита в 2023 году мировой рынок вновь столкнулся с избыточными поставками цинка, которые составили 204 тыс. т (табл. 1).
На заседании в октябре прошлого года ILZSG прогнозировала на 2024-й огромный избыток — в размере 367 тыс. т. Правда, в апреле текущего года он был сокращен до гораздо менее значительных 56 тыс. т.
далее на https://www.metalbulletin.ru/a/353