Металлургический бюллетень » Новости

Металл для РЖД: вопросы и ответы

В опубликованных итогах работы ОАО «РЖД» за 2023 год отмечалось, что в развитии этой компании одним из самых позитивных моментов была динамика перевозок черных металлов. Их погрузка за год выросла на 2,3%, до 67,8 млн т, притом что общая погрузка на российских железных дорогах снизилась за год на 0,2%, до 1,23 млрд т. Доля металлов, превысившая 5%, кажется не слишком высокой и в разы уступает ж/д перевозкам угля и нефтепродуктов. Однако с учетом металлургического сырья (коксующегося угля, кокса, руды и металлолома) она превышает 300 млн т и приближается к трети общего объема ж/д грузоперевозок в РФ.

Естественно также, что российская металлургия вносит существенный вклад в подросшую рентабельность РЖД (рост выручки за 2023 год на 16,4%, EBITDA — на 38,5% и чистой прибыли — на 50,1%, до 170,1 млрд руб.). Отметим, что эти финансовые успехи наблюдались на фоне некоторого снижения производственных показателей железнодорожников как по погрузке, так и по грузообороту (с учетом пробега порожняка он снизился на 0,8%). То, что по тарифному грузообороту в границах Восточного полигона в 2023 году обеспечен исторический максимум, а перевозки контейнеров достигли исторически рекордного значения — 7,4 млн ДФЭ (двадцатифутовый эквивалент), на 14,1% больше уровня предыдущего года — общую картину существенно не меняет.

Металлургия РФ (невзирая на санкции и проблемы экспорта) также подтвердила свою высокую и стабильную рентабельность, о чём мы подробно писали в статье «Финансовые итоги 2023 года в черной металлургии. Однако в работе этой отрасли с РЖД явно накопились вопросы.

В начале марта 2024 года в эфире телеканала «РБК» председатель правления холдинга «Новосталь-М» (и депутат Госдумы) Иван Демченко удивил своей оценкой взаимодействия металлургов с железнодорожниками. Он отметил, что логистические затраты на перевозки ж/д транспортом за год увеличились в 2 раза, при этом прогнозируется дальнейший рост тарифов. Причем данный фактор в 2024 году повлияет на цены товаров в России больше, чем высокая ключевая ставка (ЦБ РФ). Поскольку основными активами «Новосталь-М» являются металлургический завод Балаково и Абинский электрометаллургический завод, заметно ориентированные на экспорт, озабоченность компании взлетевшими расходами на логистику можно понять.

Отметим, что 23 мая 2024 года авторитетное ИА и журнал «РЖД-Партнер» провели конференцию с громким названием «Железная дорога vs автотранспорт: конкуренция за грузы». На ней фактически речь шла о том, что «металлургические грузы уходят с железной дороги к автоперевозчикам и не обещают вернуться». На конференции, в частности, утверждалось, что многих грузовладельцев переход на автотранспорт устраивает. Так они освобождают себя от битв с железнодорожной монополией. Оформить перевозку автотранспортом гораздо комфортнее и проще, а иногда еще и дешевле, говорили участники рынка в кулуарах конференции, писало сетевое издание Vgudok.

Однако, согласно статистике последних 10 лет, сказать, что произошел существенный отток грузов с железнодорожного транспорта, нельзя — так свое выступление начал Денис Семёнкин, зампред «Некоммерческого партнёрства операторов ж/д подвижного состава» (НП ОЖдПС). Суммарный объём погрузки и ж/д перевозок всех видов товаров во внутреннем, экспортном и транзитном сообщении практически на одном уровне, если брать данные за 2014 и 2023 годы. «Правильно говорить об уходе с железных дорог отдельных видов грузов и понять, почему они уходят с железнодорожного на автомобильный вид транспорта», — уточнил г-н Семёнкин.

далее на https://www.metalbulletin.ru/a/354
Просмотров: 83

Печать