В ближайшие годы экспорт майонеза может принести России почти $0,5 млрд. По итогам 2023-го в стране произведено рекордное количество соуса и продукции на его основе — примерно 900 тыс. тонн. В этом году показатель может вырасти еще на 6%, сообщили в Масложировом союзе. Таким образом Россия занимает второе место после США по объемам производства и потребления майонеза. При этом чуть больше 10% продукта страна отправляет на экспорт.
Главные потребители российского майонеза — страны ЕАЭС и другие государства ближнего зарубежья, например, Узбекистан, Грузия и Азербайджан. Поставки соусов за границу принесли РФ в 2023 году свыше $250 млн. Однако на фоне экспорта, например, подсолнечного масла динамика по майонезу выглядит скромно, отметил исполнительный директор Масложирового союза Михаил Мальцев: «Ничего выдающегося в этом нет. Да, успешно производим, есть огромный ассортимент, который пользуется спросом. Это традиционный соус для России, который давным-давно используется, и, наверное, он самый массовый и у нас, и в государствах бывшего СССР.
Культура его потребления, которая была сформирована во времена Советского Союза, все равно имеет продолжение.
То есть, например, в Грузии майонез употребляется наравне с традиционными для этой страны соусами. Вопрос пропорций и доли, конечно».
Производство майонеза в России уже заметно превышает спрос на него внутри страны. По данным Масложирового союза, динамика потребления составляет примерно 750 тыс. тонн ежегодно. Поэтому эксперты отмечают, что рост производства направлен, прежде всего, на развитие поставок за рубеж. По прогнозам аналитиков «Агроэкспорта», к 2030 году продажа соусов может принести России свыше $400 млн. При этом потенциал для роста остается еще и внутри страны, считает исполнительный директор ассоциации «Руспродсоюз» Дмитрий Востриков: «Майонез за год прибавил 6,5%, вроде как в денежном выражении это рост, но с учетом продовольственной инфляции в тоннаже продажи несколько уменьшились, чего не скажешь о майонезном соусе, там рост в денежном выражении — 11,7%.
Этот прирост объясняется урбанизацией российского населения, которое все больше перебирается в города. Здесь есть свои тренды, в частности, на покупку готовой еды, где также используются такие добавки.
Но потенциал внутреннего рынка не такой большой. Так что увеличение объемов производства масложировой промышленности больше, конечно, рассчитано на перспективу экспорта. Тренд на увеличение городского населения существует во всех странах, и потребление фастфуда у молодежи тоже входит в привычку. Это касается и государств-членов ЕС. Кроме того, масложировая промышленность все-таки активно работает и по дальним направлениям экспорта».
При этом импорт соусов и вкусовых добавок в Россию в последние годы был ниже 100 тыс. тонн, и в течение семи лет этот показатель постепенно снижался, следует из данных «Агроэкспорта». В основном в страну завозят соевый и томатные соусы и горчицу. В тройку поставщиков входят Китай, Корея и Вьетнам.