Поставки продукции из минтая на внутренний рынок РФ в первом полугодии этого года составили 203 тыс. тонн, что на 6% больше, чем за аналогичный период прошлого года, сообщил президент Ассоциации добытчиков минтая (АДМ) Алексей Буглак на международном рыбопромышленном форуме в Санкт-Петербурге.
Он представил первые результаты запущенной год назад программы продвижения этой рыбы "Дальневосточный минтай".
"По нашим оценкам, в первом полугодии на внутренний рынок было поставлено 203 тыс. тонн различной продукции из минтая. Плюс 6% к аналогичному периоду прошлого года. При этом важно отметить, что значительно выросла доля продукции глубокой переработки, прежде всего, филе, отгрузки которого увеличились в два раза", - сказал Буглак, отметив, что "внутренний рынок филе вышел на первое место по значимости".
Поставки сырой рыбы выросли на 12%. "Если сопоставить с выловом, то в первом полугодии 35% от вылова было отгружено на внутренний рынок. Это рекорд", - сказал он.
Однако, отметил Буглак, основной объем отгрузок рыбной продукции, как правило, приходится на первое полугодие. "Для кратного увеличения спроса внутри страны недостаточно рекламы. Важно также расширять действующие каналы сбыта и создавать новые. Важнейшим каналом является розница. Поэтому на следующих этапах программы наш приоритет - усилить взаимодействие с ритейлом в части продвижения минтая", - заявил глава ассоциации. В качестве первого шага в этом направлении АДМ подписала на форуме соглашение о сотрудничестве с X5 Retail Group, в рамках которого планируется объединить усилия для повышения доступности и популяризации отечественной рыбы и минтая на внутреннем рынке.
По словам Буглака, пока не реализован потенциал и такого канала сбыта, как HoReCa.
Работа по продвижению российской рыбной продукции ведется в рамках поручения президента РФ Владимира Путина, данного в октябре 2023 года. Глава государства поручил правительству при участии заинтересованных органов исполнительной власти субъектов РФ, отраслевых союзов, ассоциаций утвердить план мероприятий ("дорожную карту") по увеличению внутреннего потребления отечественной рыбной продукции на период до 2030 года, а также обеспечить его реализацию.
Минсельхоз и Росрыболовство весной этого года разработали такую "дорожную карту". Документ утвердило правительство. Он включает, в частности, проведение маркетинговых исследований и научной работы, подготовку предложений в областях нормативного регулирования, транспортировки, хранения продукции и организации торговли, а также популяризацию потребления российской рыбы.
Росрыболовство в рамках этой работы в июле создало автономную некоммерческую организацию (АНО) "Агентство по продвижению российской рыбной продукции". Как сообщало ведомство, АНО "займется изучением потребительских предпочтений, реализацией социально ориентированных информационных кампаний, проведением тематических мероприятий, и методологической поддержкой регионов и участников рынка".
Согласно ЕГРЮЛ, учредителем АНО стал подведомственный Росрыболовству Главрыбвод, который занимается пресноводным рыбоводством.
Потребление рыбы и морепродуктов в РФ находится в стагнации уже несколько лет и по разным оценкам составляет от 15 кг до 22 кг на человека в год при обоснованной медицинской норме в 28 кг. Согласно материалам Росрыболовства к годовой коллегии ведомства, в 2023 году потребление рыбы составило 22 кг на человека.