Неожиданный рост российского металлургического производства в прошлом году, невзирая на ужесточение западных санкций, также неожиданно сменился «холодным душем» статистики 2024 года. По данным Росстата, за первое полугодие текущего года в РФ было произведено 28,4 млн т нелегированной стали, что на 5,2% меньше, чем в январе—июне прошлого года. При этом производство российского готового проката за первые полгода снизилось на 3,4%. К августу падение объемов металлургического производства в РФ ускорилось и показатели по выпуску стали за месяц ухудшились на 11,8%, а по прокату — на 12,1% в годовом соотношении.
Есть слабое утешение, что одновременно снизился и мировой выпуск стали. По данным Всемирной ассоциации производителей стали (WSA), в августе 2024 года глобальное производство оказалось на 6,5% меньше, чем годом ранее. Но по темпам близким к российскому показателю оказался только Китай, где стальное производство в августе снизилось на 10,4% к прошлому году. Причем по причинам, частично перекликающимся с российскими проблемами, что мы подробнее рассмотрим ниже.
Сейчас же попробуем оценить масштабы и причины проблем российских металлургов, а также перспективы выхода из этого кризиса.
Как согласно Росстату, так и по данным ж/д статистики, охватывающей около 80% стального производства и потребления, заметный спад в черной металлургии начался с апреля, причем осенью 2024 года он получил явную тенденцию к ускорению (рис. 1).
Причина — как в снижении поставок готовой стальной продукции на внутренний рынок, так и, прежде всего, в сокращении стального экспорта из РФ (табл. 1).
В условиях нарастания антироссийских санкций спад экспортных отгрузок продолжается и коснулся уже практически всех переделов черной металлургии, в наименьшей степени затронув лишь поставки сырья. Сейчас, в связи с засекречиванием ФТС информации по экспортно-импортным сделкам, точный анализ стальных грузопотоков затруднен. А точнее — умышленно запутан. Но некоторые косвенные оценки (по данным отгрузок и информации покупателей) вполне возможны.
Спад экспорта российского прямовосстановленного и горячебрикетированного железа (DRI/HBI) в страны ЕС (Италию, Бельгию) за первое полугодие 2024 года на 14,4%, до 580 тыс. т, во многом удалось компенсировать новыми поставками в Индию. А с учетом дополнительной переориентации части поставок на внутренний рынок ХК «Металлоинвест» сообщила о росте продаж горячебрикетированного железа за первое полугодие на 31%, до 56,8 млрд руб.
Другая продукция первого передела — российский чугун — также остается востребованной на европейском рынке, однако поставляется в пределах 1,14 млн т годовой квоты ЕС. За полугодие ЕС импортировал из РФ 515 тыс. т чугуна (-37,7% к уровню прошлого года), но к сентябрю годовая квота была полностью выбрана. Поэтому дальнейшие потери экспорта чугуна (преимущественно — в Италию) гарантированы, а квота ЕС следующего года составит для РФ только 0,7 млн т.
Некоторый рост экспорта российского чугуна в Турцию — до 540,6 тыс. т за полугодие (+11% год к году) — потери основных экспортеров чугуна («Уральская сталь», НЛМК, «Тулачермет» и «Евраз-НТМК») явно не компенсирует.
Продукция второго передела — стальные полуфабрикаты — долгие годы является основой стального экспорта из России как по объемам, так и по стоимости. Тенденции этих поставок показывает ж/д статистика погрузок российских полуфабрикатов (слябов и заготовок) на экспортных направлениях (табл. 2).
Очевидно, что в текущем году продолжилось торможение торговли с Турцией, которая пару лет назад была страной с наибольшими закупками российской стали (3—4 млн т в год).
далее на https://www.metalbulletin.ru/a/35B