Наконец, только в феврале, появилась достаточная статистика глобального и российского рынков железной руды за 2024 год. Еще ранее определилось состояние дел у главных производителей и потребителей этого сырья. В итоге стали вполне понятны основные тенденции рынка железной руды, которые вновь и вновь корректируют прогнозы большинства аналитиков.
В течение прошедшего года их долгосрочные предсказания базировались на идее, что рынок железорудного сырья (ЖРС) наконец-то преодолеет затянувшийся период нестабильности. Проблемы, возникшие из-за крупнейшей аварии в Бразилии в 2019 году, а далее — пандемии COVID-19 с взлетом цен морских перевозок, остались далеко позади. Спад экспорта ЖРС с Украины и из России с 2022 года вроде как компенсировался сокращением мирового производства стали, и т.п. После неожиданного роста цен руды в начале 2024 года краткосрочные прогнозы пошли вверх, однако тенденция быстро сменилась падением котировок, потерявших к концу года более 30%. Тем не менее возвращения мирового рынка железной руды к стабильному избытку и низким ценам десятилетней давности, в отличие от стальных цен, почему-то не наблюдается (рис. 1).
Слишком негативные ожидания конъюнктуры для прошедшего года в некоторой степени опроверг Китай — главный в мире потребитель железной руды. Затянувшийся кризис китайского рынка недвижимости и обвал стального спроса в строительстве его металлургия во многом преодолела за счет экспорта дешевой арматуры, который за 2024 год вырос на 24,4%, а в декабре — взлетел почти вдвое (+95,8%). Также поддержал отрасль спрос со стороны китайского машиностроения, в том числе автопрома. Производство автомобилей в Китае по итогам 2024 года увеличилось на 3,7%. В результате диверсификации направлений сбыта металлопродукции годовой выпуск стали в КНР сократился незначительно — на 1,7%, до 1,006 млрд т.
При этом, по данным Национального бюро статистики Китая, в 2024 году добыча железной руды в Поднебесной составила 1,042 млрд т, увеличившись на 1,2% в годовом сравнении. Более того, в прошлом году Китай также нарастил импорт железной руды на 4,9% по сравнению с 2023 годом. Однако избытка этого сырья в стране не наблюдается до сих пор. Запасы железной руды в 33 крупнейших портах КНР в течение года колебались на уровне 20—25 млн т и достигли (по состоянию на 27 декабря) 146,85 млн т — объема, достаточного для работы черной металлургии в течение 40—45 дней.
Наиболее существенная, по нашему мнению, причина несоответствия динамики производства стали и добычи железной руды — неуклонное ухудшение качества необогащенного китайского сырья, добываемого в объеме более 1 млрд т ежегодно уже 15 лет. За это время расчетное содержание стандартной 62%-й руды в китайском ЖРС плавно снизилось с 34,7 до 23,3%.
Отметим, что выплавка стали в КНР за полтора десятилетия выросла почти на 40% на фоне фактического снижения производства собственной обогащенной железной руды на 25%. Итог — удвоение с 2010 года импорта железной руды в Китай (с 0,62 млрд до 1,24 млрд т в год). Поднебесная постоянно стремится диверсифицировать источники поставок этого сырья, но выбор стран — экспортеров качественного ЖРС весьма ограничен (см. табл. 1).
Невзирая на острые политические разногласия, львиную долю импорта железной руды в КНР вновь и вновь обеспечивает Австралия. По оценке аналитиков австралийского правительственного департамента промышленности, науки и ресурсов (DISR), в 2024 году ее доля в китайском импорте традиционно составит около 78% и изменений не ожидается. Причина — в очень высоком качестве железорудного сырья, добываемого на месторождениях региона Пилбара на северо-западе Австралии. «Большая тройка» крупнейших горнорудных компаний (BHP Billiton, Rio Tinto и Fortescue Metals) поставляет его почти без обогащения.
По данным второй железорудной компании мира — ВНР Billiton, за IV квартал 2024 года себестоимость ее производства железной руды, почти полностью сосредоточенного в Австралии, составила $18—19,5 за т при средней цене реализации на уровне $82,11 за т FOB. Компания называет свой интегрированный комплекс из пяти рудников и четырех перерабатывающих центров в Западной Австралии Western Australia Iron Ore (WAIO). И сообщает о выходе WAIO на рекордную производительность в 64,8 млн т железной руды в IV квартале 2024 года. Прогноз производства WAIO на 2024—2025 финансовый год составляет 250—260 млн т.
Бразилия сохраняет устойчивую роль второго поставщика руды на мировой рынок за счет Vale — крупнейшей железорудной компании мира. По недавнему сообщению Vale, в прошлом году компания достигла наибольшего годового объема добычи железной руды с 2018 года. Ее производство в 2024 году составило почти 328 млн т, что на 2% больше, чем годом ранее.
далее на https://www.metalbulletin.ru/a/360