Мировой рынок лития
После небольшого затишья, вызванного пандемией, на мировом рынке лития 5 лет назад возник вполне резонный вопрос: будет ли поспевать предложение за активно растущим спросом? Начавшаяся всемирная гонка за электромобильным будущим, потреблявшим половину производства лития, сделала этот рынок одним из самых динамично развивающихся. На протяжении 2021 года и первой половины 2022 года цены лития стремительно росли, устанавливая один рекорд за другим.
Оптимистичные прогнозы продаж электромобилей и спроса на литий, а главное — его цен, закономерно стимулировали глобальный рост добычи и переработки этого металла. За несколько лет удвоила добычу литиевой руды Австралия, в полтора раза выросла добыча солей лития в Чили и Аргентине. В Африке Китай — основной переработчик литиевого сырья — получил под контроль и быстро освоил месторождения в Зимбабве. В результате мировой рынок лития оказался перенасыщен продукцией, что, соответственно, отразилось и на ценах. В течение всего 2023 года они стремительно снижались и оставались на низком уровне весь прошедший год.
Средняя цена на карбонат лития (наиболее востребованное сырье) в прошедшем году составила $12,7 за кг, что составляет лишь треть от цен предыдущего года. Кобальтат лития подешевел за год в среднем на 43%, составив $22 за кг, а металлический литий — на 62%, до $104 за кг (рис. 1).
По предварительным оценкам USGS, мировое производство лития (без учета США) в 2024 году увеличилось на 18%, примерно до 240 тыс. т (в пересчете на чистый металл). В то же время мировое потребление выросло на 29% — но только до 220 тыс. т.
Опасения ряда компаний, например Benchmark Mineral, которая четыре года назад давала прогноз, что предложение лития будет хронически отставать от спроса, даже несмотря на ожидаемый двукратный рост объемов производства, оказались напрасными. В 2024 году добыча оказалась на 9% больше потребления, хотя этот разрыв и стал меньше по сравнению с 2023 годом, когда разница составляла порядка 20% (рис. 2).
Участники рынка дружно переоценили темпы роста спроса, на который повлияли и геополитическая напряженность, и медленные темпы внедрения электромобилей.
Мировой спрос
Как известно, самый легкий металл мира — основа всех типов литий-ионных батарей, которых с каждым годом требуется все больше. По оценке Международного энергетического агентства (IEA), к 2040 году рынок аккумуляторов будет обеспечивать уже 90% спроса на литий. В 2023 году, по данным Геологической службы США, этот показатель достиг отметки 87%, но дальше расти не стал (рис. 3).
Литий-ионные аккумуляторы доминируют на рынке второе десятилетие, но ученые не перестают искать им альтернативу. К примеру, в прошлом году в Корее сообщили о разработке нового типа аккумуляторов — натрий-ионного со сверхбыстрым восполнением заряда. Сами по себе эти батареи — не самая новая технология, но их использование может начать набирать обороты после устранения главного недостатка — медленной зарядки. По прогнозам, к 2030 году объем производства натрий-ионных батарей может вырасти в 13 раз, но все же эксперты считают, что они не смогут заменить литий-ионные.
Основным драйвером потребления лития в последнее десятилетие стало стремительно растущее производство электромобилей. В 2021 году этот рынок казался неудержимым — мировые продажи электрокаров подскочили сразу в два раза. Однако 2024 год был не слишком удачным для мировой индустрии электромобилей и, соответственно, для мирового спроса на литий. И если в Азиатско-Тихоокеанском регионе (возглавляемом Китаем) рынок демонстрировал неплохие показатели, то рост продаж в США существенно замедлился, а в Европе и вовсе произошел спад.
Тем не менее, по данным IEA, в 2024 году электромобили занимали уже около 20% в объеме продаж легкового транспорта в мире, а всего их было продано порядка 17 млн единиц — это рекордный показатель годовых продаж за всю историю, на 25% выше уровня 2023 года (рис. 4).
В 2024 году главным электромобильным рынком оставался Китай, где продажи выросли на 40%, до 11 млн единиц, в том числе и благодаря программе Trade-In, позволяющей получать субсидию на $3000 при покупке нового электромобиля. Таким образом, на долю страны пришлось порядка 65% мировых продаж.
Помимо электромобилей, работающих только от аккумуляторов (BEV), заряжаемых гибридов (PHEV) и непопулярных электрических автомобилей на водородных топливных элементах (FCEV), в Поднебесной также стали выделять еще одну набирающую популярность категорию, которая, по сути, является подкатегорией PHEV — это так называемые электромобили с увеличенным запасом хода — Extended Range Electric Vehicles, или EREV. В этом случае расход лития на один электромобиль вырастает с типовых 5—8 кг до 10 кг и более.
В Fastmarkets считают, что любой рост продаж будет все больше происходить за счет гибридных электромобилей типа PHEV и EREV. В 2024 году на примере компании BYD можно заметить, что продажи чистых электромобилей (BEV) за год выросли умеренно — на 12%, до 1,76 млн единиц, а продажи PHEV показали рост на 73%, до 2,49 млн единиц. Хотя, как отмечают другие аналитики, в некоторых регионах мира (с иным климатом) структура спроса на разные типы электромобилей и гибридов, включая методы их заправки или зарядки, может быть совсем иной.
В США в 2024 году продажи электромобилей выросли на 21%, превысив 1,7 млн единиц. В 2024 году Tesla Model Y стала самым популярным автомобилем в мире, однако во многом — за счет продаж в Китае. Илон Маск признал, что в прошедшем году его бренд перестал быть номером один на рынке электромобилей, уступив (с учетом гибридов) место китайской BYD. Тем не менее в текущем году Tesla обещает увеличить производство EV на 500 тыс. единиц, выпустив долгожданный недорогой легковой автомобиль, за которым позднее последуют не менее долгожданные роботакси.
далее на https://www.metalbulletin.ru/a/364