Пытаться предугадать уровень цен на что-либо в сколь-либо отдаленной перспективе — занятие увлекательное. Вы можете учесть все: потенциал спроса, возможности предложения, особенности налогового и антидемпингового регулирования, но придет господин Трамп и поставит всех «на уши» введением 50% пошлины для друзей и до 500% — для врагов (в его понимании). А потом передумает. Временно. Может быть.
С его же подачи Россия с Украиной вроде бы начнут мириться, что сулит работы по восстановлению и рост спроса на сталь, но этот процесс американцы как-то «бросят» на полпути. Зато начнут бомбить Иран. Между прочим, десятого по размеру производителя и двенадцатого — потребителя стали в мире. Иранская Mobarakeh Steel Company (MSC) входит в Top-50 крупнейших сталелитейных компаний мира, не слишком сильно отставая от «Северстали».
Насколько Иран важен для российского стального рынка, определить сложно. Таможенная статистика с обеих сторон закрыта, перевозки могут идти напрямую через Каспий, и отследить их затруднительно. Но находящийся под санкциями Иран за 2024 год экспортировал 10,8 млн тонн стали, заняв пятое место в мире, сразу за нами. И от того, что дальше будет с иранским экспортом — очевидно, зависят стальные цены как минимум на ближневосточном рынке.
А сам этот экспорт зависит от переговоров с теми же США. Которые, по слухам, могут дать Ирану $30 млрд на «мирный атом», смягчить санкции и вернуть замороженные активы.
При этом надо не забыть от готовности китайских производителей демпинговать и дальше, «отъедая» доли рынков у самых верных друзей. А «главному врагу» Китай поставляет товаров на $525 млрд в год, из них только стальной продукции — на $14,6 млрд.
В строительстве атомных станций после Чернобыля появился термин «запроектной аварии» - т.е. события, которого быть не может, но к которому надо подготовиться. В экономике термину «черного лебедя» уже 20 лет, все про него знают, но события все одно происходят неожиданно.
Тем не менее, мы попытаемся найти закономерности. В том числе — и в наших статьях очередного номера. Ведь многое зависит от восприятия. Если чего-то ждешь и прогнозируешь, «лебедь» получится не такой уж черный. Возможно даже — вполне позитивный «гадкий утенок» с хорошими перспективами…