Лес Онлайн » Новости

Как легально уничтожают лес в Ленобласти

Лес Онлайн Лес Онлайн6 августа 2018 г., 14:45

Деревня Ящера (находится в Лужском районе Ленобласти, в выходные пополняется петербуржцами) «прозвучала» в последние годы дважды. Первый раз - в 2012 году, когда рухнул единственный мост через местную речку и 300 человек оказались отрезаны от «материка». Второй - когда построили новый мост, бетонный. Сейчас деревня опять нервничает: по прежнему хлипкому мосту местный лес не вывозили, по нынешнему крепкому - повезли. Притом что жители ждали, что вот-вот в тех местах появится запланированная ООПТ, особо охраняемая природная территория.

Оттуда дровишки

- В июне наши из деревни, гуляя по лесу, обнаружили лесозаготовительную технику, - рассказывает Дмитрий, петербуржец, а по выходным житель деревни. - Завезли в будни, когда народу почти нет. Ну мы стали выяснять.

Выяснили. Арендатор леса - «Лес-Луга». Разрешена рубка 2 тыс. кубов спелых и перестойных лесных насаждений, потом - еще 5 тыс. кубов. Поползли слухи, что это только начало.

В советские времена лес в этих местах заготавливали, но и тогда это не вызывало у местных восторга. Рассказывают, у детей было развлечение: втихаря, пока лесозаготовители отлучались, подпортить технику.

Лес у местных не то чтобы под боком, до него надо прогуляться. Зато лесовозы они смогут узреть прямо из окон домов.

- Вывозить срубленные деревья возможно только через нашу деревню, мимо единственного официального занесенного во все документы колодца с питьевой водой, - продолжает Дмитрий.

По санитарным нормам, колодцы не должны быть ближе 30 м от «магистралей с интенсивным движением транспорта». Деревенская дорога не тянет на магистраль, но все равно приятного мало. Это с одной стороны. С другой - в том-то и дело, что не магистраль. Грунтовка. В какую красоту она превратилась после проезда груженных лесом машин и прошедших дождей, жители Ящеры вскоре увидели.

Глава администрации Толмачевского городского поселения Евгений Жулев (деревня входит в поселение) ответил нам на запрос: «... поселение, как и жители деревни Ящера, обеспокоены сложившейся ситуацией по вырубке деревьев в лесном фонде...».

Как пишет глава администрации, автодорога и мост - муниципальная собственность Лужского района. В письме, которое администрация направила гендиректору ООО «Лес-Луга» Арине Шадаевой, указано: «грунтовые дороги сильно переувлажнены» и проезд тяжелогрузной техники «окажет на них губительное действие».

Местные власти добавляют: «Жители деревень уже обеспокоены тем, что в результате проезда тяжелой техники населенные пункты окажутся отрезанными от внешнего мира, лишенными возможности в случае необходимости получить своевременную медицинскую и пожарную помощь...».

Как пишет нам администрация, письмом от 6 июля она «запретила вывозку леса, так как никаких письменных гарантий о восстановлении вышеуказанных объектов администрация не имеет». Власти ссылаются на приказ Минобороны России № 474 от 13.09.2016 г.: при заготовке древесины «не допускается повреждение дорог, мостов...».

Впрочем, и в «запрещающем» письме есть оговорка: если арендатор леса обеспечит условия «для наименьшего причинения вреда дорогам», к вопросу вывозки деревьев можно вернуться.

- У нас 30 лет ничего не пилили, - рассказывает Дмитрий. - Может, потому что по прежнему, деревянному, мосту первый же рейс стал бы последним. А сейчас, с новым мостом, это стало «интересно». Тем более что на месте тех советских лесозаготовок вырос новый хороший лес.

«Ленобллес» (структура комитета по природным ресурсам администрации Ленобласти) утверждает: ООО «Лес-Луга» заготавливает лес на основании договора аренды и проекта освоения лесов, «прошедшего государственную экспертизу в установленном законом порядке».

Не обязательно, а всего лишь целесообразно

По правде говоря, дорога и мост - это только второй повод для беспокойства местных. Первый - лес.

В этих местах планировалось создать особо охраняемую природную территорию (ООПТ) «Ящера-Лемовжа». Больше 22 тыс. га. Чтобы, как указано в материалах комплексного экологического обследования территории, сохранять «своеобразные природные комплексы побережья реки Луги (озерно-речной сети, елово-широколиственных, сосновых и травяных еловых лесов, верховых болот) с редкими и находящимися под угрозой исчезновения видами флоры и фауны».

Судя по сайту госзакупок, на проект обследования территории в 2015 году было потрачено почти 400 тыс. рублей. Но и в 2018-м территория особо охраняемой не стала. К слову, СМИ недоумевали: в 2017-м, в Год экологии, в Ленобласти не появилось ни одной новой ООПТ, притом что за последние годы было проведено экологическое обследование более десятка запланированных заказников.

Упорные жители деревни Ящера выискали в Лесохозяйственном регламенте Лужского лесничества дополнение к пункту 4 главы 1.1.6. Там сказано: «До организации ООПТ целесообразно избегать преобразования ландшафта и смены типа землепользования и других видов деятельности, делающих невозможным создание ООПТ в соответствии с заявленными целями; рекомендуется резервирование земель».

Увы, резервировать земли под будущие заказники - «не обязательно», а всего лишь «целесообразно».

Дело - «глухарь»

Помимо грунтовой дороги и бетонного моста, которые стали временным препятствием к активному освоению леса, у деревенских жителей, казалось, появился еще один союзник - глухари.

Местный охотник Михаил уверяет, что рубка идет прямо в месте глухариного тока. Лесохозяйственный регламент Лужского лесничества указывает: вокруг глухариных и тетеревиных токов должна быть буферная зона 300 м, разрабатывать делянку можно только осенью и зимой.

Но мало ли, что говорит местный охотник Михаил. И мало ли, что егеря других участков эти слова подтверждают - дескать, ток старый, известный. Потому что старший егерь и участковый егерь указали в документах: ток - в другом месте. И «Ленобллес» уверяет: «В соответствии с материалами лесоустройства глухариные тока на вышеуказанной территории отсутствуют». И вообще: «в рамках проведения федерального государственного надзора на указанной /.../ территории нарушений лесного законодательства не выявлено».

Однако и скептицизм местных тоже можно понять. Например, как писали СМИ, при создании заказника «Ивинский разлив» в Ленобласти общественники обнаружили, что на одном из этапов госэкспертизы будто бы была изменена схема мест обитания охраняемых видов и якобы в пользу арендатора леса.

- Может сложиться так, что после завершения оформления у нас ООПТ охранять будет уже нечего, - констатируют жители.

И тут их тоже не успокоишь.

Среди прочих ООПТ планировался в Ленобласти заказник «Кузнечное». В 2015 году в материалах экологического обследования было сказано про его «большую научную и природоохранную ценность», про краснокнижные растения, животных и грибы. А в 2017 году комитет по природным ресурсам Ленобласти принял решение о нецелесообразности создания заказника.

P. S. Тем временем комитет по природным ресурсам ответил жителям на обращение в виртуальную приемную. В частности, сказано, что «при проведении осмотра установлено, что лесные дороги /.../ используются арендатором для вывозки древесины и находятся в удовлетворительном состоянии». И также, что создание на указанном участке ООПТ «Ящера-Лемовжа» планируется «в период до 2020 года».

Источник: https://spbvedomosti.ru
Менеджер: Андрей Редин
Просмотров: 58

Печать