Лес Онлайн » Новости

В Минске состоялась пресс-конференция председателя концерна "Беллесбумпром" Юрия Назарова.

Лес Онлайн Лес Онлайн13 февраля 2019 г., 12:32

2018 год отрасль завершила с выполнением всех параметров социально-экономического развития. В 2018 году предприятиями концерна приобретено и переработано 5,6 млн. куб. метров древесины, что на 1,1 млн. куб. м больше, чем в 2017 году. Объем производства продукции вырос по отношению к 2017 году на 14,7%. Деревообрабатывающие и мебельные предприятия нарастили производство на 15,8%, целлюлозно-бумажные – на 19%.

В 2018 году в целом по предпритяиям концерна она рентабельность продаж составила 8,9%. По госпредприятиям 9,2%. Планомерно увеличивается количесвто организаций с рентабельностью продаж более 10%. В 2018 году их стало практически в 2 раза больше (13 организаций).

Самыми высокорентабельными в 2018 году были: ОАО «Бумажная фабрика «Спартак», филиал ОАО «Светлогорский ЦКК» «Бумажная фабрика «Красная Звезда», ОАО «Житковичлес», ОАО «Речицадрев», ОАО «Мостовдрев», ОАО «Гомельдрев», ОАО «Новосверженский лесозавод». Несмотря на незначительные объемы производства целлюлозы по итогам года «Светлогорский ЦКК» обеспечил рентабельность продаж на уровне 20,4%.

Росту рентабельности, безусловно, способствовала проводимая работа по сокращению затрат на производство продукции. Это одна из важнейших задач, над которой предприятия отрасли работают в последние годы. В 2017 году затраты на производство продукции сокращены на 25%, в 2018-м – еще на 12,7%в целом по отрасли: целлюлозно-бумажные – на 24 %, мебельные – на 6,5%, деревообрабатывающие – на 3,3%.

Экономия затрат обеспечивалась за счет снижения потребления топливно-энергетических ресурсов и расходов на них, экономии сырья и материалов, экономии трудозатрат, снижения условно-постоянных расходов и других затрат. При этом обеспечивался рост заработной платы работников организаций концерна. В 2018 году среднемесячная заработная плата по организациям концерна составила 801,6 рублей и выросла по сравнению с 2017 годом на 24,5%. Задание правительства по данному показателю выполнен. При этом по многим предприятиям она выше – более 1000 рублей.

Существенный вклад в финансовую стабилизацию организаций в 2018 году внесло повышение эффективности сбытовой политики: диверсификация экспорта с увеличением доли продаж на премиальные рынки дальнего зарубежья.

В отчетном периоде более 72% производимой продукции реализовано на внешние рынки. Экспорт концерна вырос на 31,6% и составил в 2018 году 562 млн. долл. На экспорт поставлялся практически весь ассортимент производимой продукции, сегодня это более 80 видов товарных позиций. Наибольший удельный вес в товарной структуре экспорта занимает мебель – 22,3%, далее древесно-волокнистые плиты – 17,6%, бумага и картон – 17,1%, фанера – 14,4% и древесно-стружечные плиты – 11,2%.
География экспорта предпритяий концерна охватила 58 стран.

Планомерно наращивается доля отгрузок в дальнее зарубежье. В 2018 году более 48% экспорта пришлись на страны лальнего зарубежья, в том числе в страны Евросоюза – почти 42% от общего объема экспорта.

Крупнейшими рынками сбыта были: Россия (185,3 млн. долл. или 33% от всего экспорта), Польша (108,8 млн. долл. или 19,3%), Украина (48,2 млн. долл. или 8,6%), Литва (43,5 млн. долл. 7,7%) и Азербайджан (18,2 млн. долл. или 3,2%). Среди стран Евросоюза – еще Германия (15,4 млн. долл. или 2,7%).

Динамично наращиваются поставки на географически отдаленные рынки. Так, в Китай в 2018 году поставлено продукции на 14,7 млн долларов, в аналогичном периоде прошлого года экспорт в эту страну составлял всего 290,6 тыс. долларов. Растет экспорт в Египет, Турцию, Бангладеш, Индию, США, Канаду, Шри-Ланку, Тайланд и в другие страны.

Помимо развития экспорта предприятия активно работают над реализацией программ по выпуску импортозамещающей продукции. В 2018 году осуществлялся выпуск такой продукции по 37 товарным позициям. Общий объем производства составил 490 млн.долл., что на 28% больше, чем в 2017 году.

К импортозамещающей продукции предприятий концерна относятся товары, которые ранее производились в республике в недостаточном количестве либо не выпускались вообще. В частности, это сульфатная беленая целлюлоза, выпуск которой в режиме пробного производства освоил «Светлогорский ЦКК» (произведено 26,9 тыс. тонн). Это ламинированные древесноволокнистые и древесностружечные плиты. В числе импортозамещающих товаров различные виды бумаги и картона, а также изделия из них.
Организации, получившие государственную поддрежку (15 предприятий), выполнили все условия ее предоставления (темп роста объемов производства, рентабельности реализованных товаров, показатели по выручке от реализации продукции в расчете на одного среднесписочного работника и по добавленной стоимости в расчете на одного среднесписочного работника).

Выполнить показатели позволили: увеличение загрузки модернизированных производств с учетом наличия рынков сбыта и реализации комплекса мероприятий по экономии затрат. За 2018 год объем производства промышленной продукции в фактических ценах по данным предприятиям к уровню предыдущего года увеличился на 39,2% и составил 902,2 млн. руб. Организациями получено 124,4 млн. рублей прибыли от реализации продукции (темп роста к аналогичному периоду прошлого года составил 392,6%). Рентабельность реализованной продукции по данным предприятиям в течение 2018 года характеризовалась положительными значениями и положительной динамикой. Показатель вырос с 4,9% за 2017 г. до 15,4% в 2018 г. Добавленная стоимость на одного среднесписочного работника увеличилась в 1,9 раза по сравнению с аналогичным периодом 2017 года и составила 23,98 тыс. рублей.

Задачи и перспективы на 2019 год:
Резервами роста на предстоящий и последующие годы концерн видит по нескольким направлениям.

1). Наращивание объемов производства целлюлозно-бумажной продукции. Планируется увеличение выпуска сульфатной беленой целлюлозы – не менне 150 тыс тонн в 2019 году. Рост объемов производства различных видов санитарно-гигиенических изделий из собственной целлюлозы. Наращивание обемов выпуска макулатуроперерабатывающими предприятиями. В перспективе производство мелованных и немелованных видов картона на Добрушской бмажной фабрике «Герой труда». Прорабатывается реализация нового проекта – создание производства товарной беленой химико-термомеханической массы. Это продукт, который используется для производства бумаги и картона. Он дешевле беленой целлюлозы и высоко встребован на рынке. Для этого производства в Беларуси имеются необходимые сырьевые ресурсы – лиственные древесные породы, такие как ольха и береза.

2). Развитие инвестиционных проектов в деревообрабатывающем и мебельном производстве. Создание новых предприятий (в том числе совместных) с иностранным капиталом (г. Ивацевичи – мебельное производство, г. Шклов – лесопильно-деревообрабатывающее, на территории СЭЗ «Витебск» - по производству древесных гранул (пеллет). На 2019 год мы планируем увеличить объемы переработки древесины до 7,2 млн. кубических метров. С завершением всех инвестиционных проектов в последующие годы эти цифры вырастут еще. Ресурс есть, и это основа для развития пререрабатывающей промышленности.

3). Развитие экспортного потенциала и дальнейшее освоение европейского рынка, в частности, увеличение экспорта мебели в дальнее зарубежье. Пока основным рынком по реализации мебели остается Россия. Доля этого рынка в экспорте мебели по итогам 2018 года составила почти 59%, дальнее зарубежье - 26,2%. Доля дальнего зарубежья потспенно растет. Задача – нарастить эти объемы, в том числе через европейские сети. В 2018 году на рынки дальнего зарубежья поставлено мебели на 42,3% больше, чем в 2017 году (32,8 млн. долл.).

4). Ключевой задачей для предприятий концерна на 2019 году будет погашение долговых обязательств. 
В 2019 году предприятиями концерна с учетом деревообрабатывающего холдинга планируется погасить обязательства перед республиканским бюджетом и перед коммерческими банками в сумме 232,4 млн. евро.

Это напряженная задача, с учетом того, что на мировых рынках началось резкое падение цен на древесные плиты. Это значит, что доходная часть снизится. Поэтому предстоит принятие мер по обеспеченности предприятий необходимым объемом выручки.

Менеджер: Андрей Редин
Просмотров: 26

Печать