Лес Онлайн » Новости

Почему закон об ужесточении запрета на посещение лесов только ухудшит ситуацию с лесными пожарами в Забайкалье

Лес Онлайн Лес Онлайн18 марта 2019 г., 7:21

Временно исполняющий обязанности губернатора Забайкальского края А.М.Осипов на заседании правительства региона 18 марта попросил председателя краевого заксобрания побыстрее принять "законопроект об ужесточении наказания за поджоги леса и травы" .

На первый взгляд - если не читать законопроект, внесенный в Законодательное собрание самим Осиповым - эта его просьба выглядит как забота о пожарной безопасности в лесах и степях Забайкалье. Но если законопроект прочитать - то становится ясно, что это просто очередная большая ошибка краевых властей, которая может только ухудшить ситуацию с пожарами в лесах региона (а к степям Забайкалья он и вовсе никаким боком не относится). Законопроект в первую очередь ужесточает ответственность за нарушение запретов на посещение лесов.

Законопроект размещен на сайте Законодательного собрания Забайкальского края, и это единственный законопроект на эту тему, внесенный весной 2019 года, причем самим Осиповым - поэтому нет никаких сомнений, что он просит законодателей принять именно этот законопроект. Называется он "О внесении изменений в статью 36.2 Закона Забайкальского края «Об административных правонарушениях»", и предусматривает такую новую редакцию этой статьи:

"Статья 36.2 Нарушение запрета на посещение гражданами лесов либо ограничений пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, проведения в лесах определенных видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности или санитарной безопасности в лесах

1. Нарушение запрета на посещение гражданами лесов либо ограничений пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств, проведения в лесах определенных видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности или санитарной безопасности в лесах, введенных нормативными правовыми актами органов исполнительной власти Забайкальского края либо муниципальными правовыми актами, - 

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати до тридцати тысяч рублей; на должностных лиц – от тридцати до сорока тысяч рублей; на юридических лиц – от пятидесяти до ста тысяч рублей.

2. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от тридцати до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц – от сорока до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от ста до двухсот тысяч рублей".

Примечание. Действующей сейчас редакцией этой статьи предусматривается штраф для граждан за нарушение этого запрета в 4 тысячи рублей, а за повторное нарушение - в 5 тысяч рублей.

Почему этот законопроект, если будет принят, только навредит лесам и понизит, а не повысит, уровень пожарной безопасности в них? Причин несколько.

Во-первых, особенностью Забайкальского края является то, что большинство пожаров, особенно в самый опасный весенний период, приходит в леса с сопредельных территорий - со степных участков или с заброшенных сельскохозяйственных угодий (а они в Забайкалье почти все в той или иной мере заброшены). Ни к степям, ни к заброшенным сельхозземлям этот законопроект не имеет никакого отношения - это прямо следует из его текста. Никакой дополнительной ответственности за поджоги травы рядом с лесом этот законопроект не предусматривает.

Во-вторых, еще одной особенностью Забайкальского края является то, что на большей части его территории границы между лесом и не лесом весьма условны, и поэтому очень непросто определить, что такое "пребывание в лесах". Значительная часть лесов, в том числе самых близких к поселениям, представляет собой бывшие колхозные и совхозные леса, которые теперь включены в состав лесничеств условно - как некие крупные лесные кварталы, образованные мозаикой лесов и безлесных территорий с преобладанием последних. На кадастровый учет большинство лесов не поставлено, детальные их карты людям недоступны, переход от леса к нелесу часто бывает постепенным (в том числе в результате прошлых пожаров) - поэтому далеко не всегда даже самый добросовестный гражданин в принципе может разобраться, какую территорию ему посещать запрещено, а какую - разрешено. Во всяком случае, законопроект дает много возможностей для произвольного толкования с этой точки зрения.

В-третьих, такого рода запреты действуют только на законопослушных и достаточно просвещенных граждан, знающих, что по закону делать можно и что нельзя, и когда именно нельзя. Такие граждане в подавляющем большинстве случаев - не враги леса и не источники пожаров, а скорее наоборот - помощники, как минимум потенциальные, лесной охраны. Законопослушные и сознательные граждане могут и про обнаруженный вовремя пожар сообщить в лесничество или в пожарную охрану, и потушить своими силами кем-то оставленный костер. А вот несознательные и малограмотные люди, да еще и изрядно озлобленные множеством несправедливых запретов и ограничений и общей несуразностью жизни, на такие запреты обычно плюют - и чем сильнее они озлоблены, тем сильнее плюют. В результате такие запреты на посещение лесов и жестокие штрафы изгоняют из леса тех, кто потенциально мог бы помочь бороться с пожарами, и оставляют тех, кому на пожарную безопасность наплевать.

В-четвертых, главной или, как минимум, одной из главных угроз забайкальским лесам и вообще природным территориям являются не простые люди, на которых будут распространяться эти новые штрафы, а люди, которым быть в лесу можно всегда, и которые никогда не привлекаются ни к какой отвественности за опасное выжигание сухой травы. Это в первую очередь работники региональных лесохозяйственых организаций, проводящие так называемые "контролируемые профилактические выжигания". Теоретически при этих выжиганиях должны соблюдаться специальные меры пожарной безопасности, предотвращающие распространение огня на обширные территории и возможность его перехода на леса. Но практически, поскольку ни денег, ни квалифицированных кадров для соблюдения этих мер безопасности почти нет, выжигатели просто полагаются на то, что весной лес еще сыр и холоден, и потому не загорится - а вне леса не особенно контролируют распространение огня. Однако, южные опушки леса, хорошо прогреваемые солнцем, освобождаются от снега и просыхают тогда же, когда и прилегающие к ним степные участки - поэтому огонь легко заходит в лес, и образует на заторфованных участках, в валежинах или кучах мертвой древесины очаги тления, которые могут сохраняться до более теплого времени года и становиться источниками новых пожаров.

В-пятых, принятие этого закона, как и всякого подобного закона-пустышки, неизбежно оставит у региональных властей и законодателей ощущение, что они совершили что-то значимое и правильное для сохранения забайкальских лесов от огня - и в результате хотя бы отчасти приведет к их самоуспокоению, причем в самый опасный в пожарном отношении период года. В результате тогда, когда надо будет вкладывать без остатка все силы и весь ум в охрану Забайкалья от огня, они будут думать, что уже многое сделали, и что можно теперь хотя бы немного расслабиться.

Вот примеры выжиганий, которые проводятся сейчас в Забайкальском крае - космоснимки спутника Sentinel 2 за 17 марта 2019 года. Совершенно очевидно, что эти выжигания представляют собой просто бесконтрольные травяные палы - на таких площадях и в таких условиях эти палы уже практически невозможно контролировать, а их тушение требует сил, сопоставимых с силами, нужными для тушения лесных пожаров

Источник: Чита.ру
Менеджер: Андрей Редин
Просмотров: 32

Печать