Металлургический бюллетень » Новости

Литий теснит свинец

В середине 2016 года один амбициозный будущий покоритель межпланетного пространства из США уверенно заявлял, что его автомобильная компания через два года скупит весь литий в мире. Добавив ещё год на задержки с реализацией этого плана из-за различных «непредвиденных обстоятельств», мы решили выяснить, оправдался ли этот прогноз? И что вообще происходит с мировым литиевым рынком?

Речь, конечно, об Илоне Маске и Tesla Motors. Начнём с того, что реализовать удалось.

При хронической убыточности Tesla – $1,1 млрд по итогам первой половины текущего года – компания действительно стала заметным автопроизводителем и потребителем лития. В 2018 году Tesla выпустила более 254 тыс. электромобилей. Для сравнения: в России больше выпускает только АвтоВАЗ (чуть менее 400 тыс. штук). В планах Tesla на 2019 год – достижение уровня 360–400 тыс. электромобилей в год, но по итогам января–июня их производство составило только 130 тыс. штук.

Более значимо другое – стремительное развёртывание этого сектора в Китае буквально за последние несколько лет. Темпы и масштабы выпуска транспортных средств с электроприводом на аккумуляторных батареях иначе как «взрывоподобными» уже не называют (рис. 1).

Свою руку к китайскому росту хочет приложить и Tesla – ожидается, что уже в октябре текущего года в КНР будет запущен завод по производству Tesla Model 3 мощностью 250 тыс. единиц в год с перспективой удвоения объёмов в будущем.

Три года назад Илон Маск предрекал гораздо более высокие темпы, тем не менее потребности в литиевых аккумуляторах, а значит, и в литии выросли многократно. Уже сейчас среднемировая доля потребления лития аккумуляторной промышленностью составляет около 46% (рис. 2). В США за последние три года она выросла с 35 до 56%.

Наиболее вероятно, что потребности в литии продолжат расти: аналитики Департамента индустрии, инноваций и науки австралийского правительства ожидают, что продажи электромобилей уже к 2021 году превысят 5 млн штук, а в 2023–2027 годах нас ждёт сумасшедший рост до 40 млн штук в год (около 40% всех мировых продаж автотранспорта).

Близкий прогноз дают специалисты BMI Research (входит в Fitch Group), которые в сентябре текущего года сообщили об увеличении собственной прошлогодней оценки роста мощностей по выпуску литий-ионных аккумуляторов к 2028 году на 50%. Они также полагают, что производство электромобилей в 2020 году составит 10,7 млн единиц, что на 35% больше, чем в текущем году (7,9 млн). К 2028 году объём их выпуска составит, по оценкам компании, 36,8 млн.

С такой действительностью и прогнозами какого поведения можно было бы ожидать от цен на литий, кроме ударного роста? А его как раз и нет (рис. 3).

далее на https://www.metalbulletin.ru/a/2F6

Просмотров: 47

Печать