Лес Онлайн » Новости

Пчелы способствуют восстановлению лесов в Бразилии

Лес Онлайн Лес Онлайн3 февраля 2020 г., 15:00

Некоторые виды деревьев, являющиеся наиболее важными для восстановления и сохранения тропических лесов, в большой степени зависят от пчел, так как они являются переносчиками пыльцы.

Пчелы способствуют опылению, преодолевая большие расстояния, увеличивают генетическое разнообразие растений и стимулируют размножение и устойчивость местных видов к исчезновению в условиях деградированных экосистем.

Вот почему сохранение этих исчезающих насекомых должно стать приоритетом в проектах по восстановлению лесов, согласно исследованию бразильских ученых, опубликованному в журнале "Ecological Applications".

Исследование проанализировало, как различные виды пчел реагировали на изменения в лесных ландшафтах Бразилии. А именно то, как увеличение популяции пчел может увеличить распространение пыльцы при посадке деревьев в проектах по восстановлению, а также помочь восстановить разнообразие лесов в таких районах Бразилии, где экосистема нарушена.

Исследователи провели полевые работы в сельскохозяйственном районе Атлантического леса на юго-востоке страны, который был превращен в поля сахарного тростника. Там остается лишь около семи процентов первоначальной растительности в виде небольших фрагментов первичного леса, состоящих из прерывистых навесов, которые покрыты виноградными лозами и окружены инвазивными травами.

Группа также взяла две другие менее деградировавшие области в качестве образцовых экосистем. Одна из них содержала чрезвычайно разнообразные деревья, вновь введенные исследователями около двух десятилетий назад для увеличения лесного покрова, а другая состояла из водно-болотных угодий, где преобладает травянистая растительность.

В каждом из этих ландшафтов исследователи установили «ловушки для лотков», стандартный метод отлова пчел, с целью сбора образцов насекомых на пике сезона цветения, с октября 2015 года по январь 2017 года.

Они сравнили численность и разнообразие популяций пчел в каждой из сред обитания и проанализировали пыльцевые зерна, прилипшие к их телам, чтобы определить, с какими видами растений взаимодействовали насекомые.

Команда собрала 727 пчел 85 видов с различными размерами и летными особенностями, социальным поведением, местами гнездования и повадками в питании, и обнаружила, что они взаимодействовали с 220 различными видами растений.

Изменение среды обитания негативно повлияло на численность пчел. В сильно нарушенных условиях — антропогенных водно-болотных угодьях и в полях сахарного тростника, она уменьшилась. Но число пчёл увеличилось в районах, где был восстановлен лес, а также в первоначальных лесных фрагментах, где преобладали крупные и средние виды, гнездящиеся над землей.

По словам исследователей, мелкие и средние виды пчел, гнездящиеся под землей, с различным уровнем социального поведения и различным рационом, не подвергались изменениям среды обитания и в некоторых нарушенных районах даже имели тенденцию к увеличению численности.

Между тем, олиголектические пчелы — то есть те, которые обычно предпочитают пыльцу из одного рода цветковых растений, отрицательно реагировали на изменение среды обитания.

Рикардо Рибейру Родригес — биолог из сельскохозяйственного колледжа имени Луиса де Кейроса в университете Сан-Паулу, который специализируется на восстановлении лесов и является соавтором исследования. По его словам, результаты предполагают, что «программы восстановления способны вернуть популяции пчел, так же как пчелы могут стимулировать размножение и устойчивость местных видов в деградированных экосистемах».

«Это система, которая дает положительные результаты, — говорит он. — Сохранение пчел посредством повторного введения гнездовых материалов должно быть приоритетом в программах восстановления в случаях исчезнувших на локальном уровне видов».

Он объяснил, что пчелы вернутся тогда, когда деревья станут больше и старше, предоставляя новые места гнездования и другие растительные субстраты для размножения.

Вера Люсия Императрис-Фонсека, биолог из Института биологических наук Университета Сан-Паулу, заявила: «Бразилия богата такими видами опыляющих насекомых, как пчелы, но нам срочно нужна более четкая государственная политика, которая гарантирует их сохранение, такая же как существует, например, в США, Великобритании, Франции и Норвегии. Забота об опылителях — верный путь возвращения биоразнообразия».

По словам В.Л. Императрис-Фонсека, в связи с исчезновением пчел во многих регионах мира причины и последствия этой потери уже анализируются с целью нахождения решений проблемы.

«Результаты, представленные в нашем исследовании, могут помочь направить действия государственной политики по восстановлению лесных районов, которая включает в свою стратегию ситуацию с пчёлами», — добавила она.

eurasiareview.com