Металлургический бюллетень » Новости

Перспективы стального экспорта

После длительного периода «глобализации» мировой черной металлургии ее тенденции в последние десятилетия стали изменяться. Темпы роста объемов экспорта/импорта стальной продукции начали отставать от темпов ее производства в мире еще с начала 2000-х годов. Доля экспортных отгрузок производителей в среднем снизилась с 35 до 25% (рис. 1).

Полной статистики внешней торговли черными металлами в 2019 году еще нет, хотя информацию по ведущим экспортерам мы приведем ниже. Налицо коронавирусная пандемия 2020 года, которая быстрыми темпами продолжает «деглобализацию» мировой экономики, т.е. усиливает тенденцию снижения стального экспорта и импорта во всем мире. Обратного процесса, очевидно, не будет многие годы, если не десятилетия.

Но и в более спокойные годы ведущие металлургические страны имели весьма нестабильную долю экспорта черных металлов на мировой рынок (рис. 2).

Ведущий производитель стальной продукции в мире – Китай – прошел пик экспорта в 110 млн т в 2015 году. Далее последовал 4-летний спад до объема 64,293 млн т в 2019 году. И это падение продолжилось в I квартале 2020 года (-16%) – до объема 14,3 млн т.

В течение 2019 года объем стального экспорта из Японии составил 33,788 млн т, сокращение показателей в годовом сопоставлении – на 7,5%, сообщается в материалах Japan Iron & Steel Federation.

Редким исключением стали по итогам 2019 года южнокорейские металлургические компании, превысившие экспортный результат предыдущего года на 1,2%.

Зато другие заметные стальные экспортеры в прошлом году продемонстрировали дружный спад: Россия, Украина, Турция, Бразилия и многие другие.

Отметим отдельно Иран, которому под жесткими санкциями США удалось за год нарастить стальной экспорт более чем на треть (+35,6%) и превысить в этих поставках важный рубеж 10 млн т.

Но роль зарубежного направления продаж для металлургии каждой страны весьма различается. Данные рис. 3 приведены по наиболее полной статистике – 2018 года, однако принципиально ситуация с долей экспорта в 2019-м и начале 2020 года (исключая Иран) не изменилась.

Теперь обратимся к основному для нас грузопотоку – российскому экспорту. По данным Федеральной таможенной службы, за 2019 год экспорт черных металлов (72-я группа) из РФ снизился на 12,6%, до 40,629 млн т.

Стальной экспорт РФ (без учета чугуна, ферросплавов и лома) снизился на 11,2%, до объема 27,212 млн т. Причем заметнее, чем физический объем поставок, снизилась за год стоимость этого экспорта (-14,1%).

По видам экспортируемой российской металлургией продукции за 2019 год произошли заметные изменения (табл. 1).

Особо отметим обвал экспорта наиболее простой продукции черной металлургии – российского чугуна. В годовом сравнении он упал на 26%, т.е. сократился на 1,4 млн т, потеряв в стоимости около $700 млн. Это произошло прежде всего за счет снижения почти вдвое главного грузопотока – поставок нашего чугуна в США. Помимо политических причин удачно «освоили» американский рынок наши конкуренты.

Согласно данным, опубликованным Бразильским секретариатом внешней торговли (SECEX), экспорт чугуна в США из Бразилии за год вырос на 66,4%, до 1,23 млн т. При этом поставки чугуна в США с Украины сохранились на уровне около 1,4 млн т. В сумме поставки этих двух стран обогнали российский экспорт чугуна на этом направлении более чем на треть.

Поставки чугуна из РФ в Италию за год также снизились (-11,4%, до 0,64 млн т).

При этом рост российского экспорта чугуна в Турцию (+81%, до 0,31 млн т) и в Китай (почти в 10 раз, до 0,3 млн т) основные потери 2019 года по нашим поставкам компенсировать не смог.

далее на https://www.metalbulletin.ru/a/300
Просмотров: 24

Печать