Металлургический бюллетень » Новости

Призрак прошлого для Норникеля

Эта статья начиналась как стандартный обзор российского рынка никеля. Ничего интересного на нем давно не происходит – производитель у нас фактически один, работает стабильно, сбыт налажен. Корпоративный конфликт завершен, хотя некоторые трения между акционерами сохраняются. В целом «Норникель» – одна из наиболее публичных и предсказуемых компаний в металлургии. Но авария на ТЭЦ-3 в Норильске с разливом дизельного топлива по всем окружающим ручьям и рекам резко оборвала эту размеренность.

Что произошло, в целом понятно: фундамент построенного много лет назад хранилища дизельного топлива просел, основание цистерны разгерметизировалось и содержимое хлынуло наружу. Проезжавший мимо автомобиль застрял в провале прямо на месте утечки и загорелся. Никто не пострадал, пожар, к счастью, потушили, но утечку остановить не смогли. Всего на грунт вылилась 21 тысяча тонн нефтепродуктов. К аварии такого масштаба инфраструктура ТЭЦ оказалась не готова. До 6 тысяч тонн осталось в грунте, остальное утекло в реки Амбарная и Далдыкан. На момент написания статьи было неясно, насколько далеко спустилось загрязнение вниз по течению, но потенциально под угрозой – озеро Пясина (протяженностью около 70 км), одноименная река (818 км) и далее – Карское море.

Справедливости ради стоит отметить, что Далдыкан и нижнее течение Амбарной даже на сервисе «Яндекс.Карты» уже давно оранжево-красного цвета. Соседство с хвостохранилищем комбината даром не проходит.

Но в данном случае мы имеем дело с крупнейшим разливом нефтепродуктов в России за последнюю четверть века и вторым по масштабам за всю историю нашей страны.

Очень показательна реакция современных чиновников на эту аварию – в публичном поле ее долгое время фактически не было, хотя в сводках оперативной информации эти события отражались. Кто знает, может, всё и попытались бы «замять» в лучших традициях, но видео момента утечки и реки с соляркой пошло гулять по соцсетям. Спустя пять дней проблема добралась до самого верха и началось переваливание ответственности друг на друга с выяснением – кто, кому, что и когда сообщил или не сообщил.

После «гласа свыше» Следственный комитет РФ за одни сутки возбудил сразу четыре уголовных дела: о порче земли, о нарушении правил охраны окружающей среды при производстве работ, о загрязнении вод и о халатности за несвоевременное информирование о ЧП. Успешно арестовали руководство ТЭЦ-3, а первым «под раздачу» попал явный «стрелочник» – начальник котлотурбинного цеха предприятия.

Ростехнадзор успел сообщить, что за состоянием цистерны следить должен был собственник. По информации РБК, проверки резервуара не проводились с 2016 года, так как он все это время числился в ремонте.

Следственный комитет добавил, что резервуар имел заключение экспертизы промышленной безопасности от 2018 года, согласно которому он «не в полной мере соответствует требованиям промышленной безопасности и может эксплуатироваться при условии выполнения ряда ремонтных мероприятий» и тогда же был введен в эксплуатацию внутренним решением руководства ТЭЦ-3. При последующих плановых проверках проблемный резервуар не проверялся. Следственный комитет возбудил уголовное дело против проводившего проверку инспектора Ростехнадзора Елены Новожиловой по статье «Халатность».

Позиция самого ведомства озвучена официальным представителем Ростехнадзора Андреем Вилем 16 июня на встрече с журналистами: «Инспектор не имела законных оснований и повода проверять резервуар, который согласно документальным данным находился в ремонте, а заключение экспертизы не является уведомлением о начале использования ёмкости по назначению».

далее на https://www.metalbulletin.ru/a/303
Просмотров: 28

Печать