DrinkPortal.ru: вода, соки и напитки » Новости

Введение маркировки воды может повлиять на инвестиции в отрасль - IDS Borjomi Russia

Введение в РФ маркировки питьевой упакованной воды ставит под вопрос инвестиции в отрасль, считает директор по качеству IDS Borjomi Russia Алексей Макарушин. "Сейчас мы строим завод в Подмосковье. Планируется, что он будет крупнейшим в Европе по выпуску питьевой воды и здоровых функциональных напитков, до 1 млрд бутылок в год. Соответственно, вся эта история с маркировкой ставит под большой вопрос возможность долгосрочных инвестиций и их окупаемости в отношении этого завода", - заявил он в рамках дискуссии на тему "К чему приведет маркировка товаров в России?".

Как сообщалось, завершение строительства завода планировалось к началу 2022 года. Завод должен стать четвертым производственным комплексом IDS Borjomi Russia после площадок в Костроме, Липецке и Новосибирске.

По словам Макарушина, компания не участвует в эксперименте по маркировке питьевой упакованной воды, который начался 1 апреля этого года. "В эксперименте не участвуем, так как не видим технического решения. У нас работают скоростные линии, которые выпускают по 50-60 тыс. бутылок в час, 16 бутылок в секунду, - сообщил он. - Промаркировать эту продукцию - это практически попасть пулей в пулю. И все это работает 24 часа в сутки. Представьте, сколько стоит оборудование, которое способно маркировать и считывать эту маркировку со скоростью 16 бутылок в секунду". То оборудование, что представил ЦРПТ (оператор маркировки), имеет максимальную скорость в 30 тыс. бутылок в час, добавил он.

Как отметил Макарушин, организаторы уверяют, что процент несчитывания маркировки, или по сути брака, небольшой - от 0,1% до 1%. "Но для нас это гигантский процент", - подчеркнул он, пояснив, что при несчитывании маркировки бутылка сразу идет в брак, причем вместе со всей упаковкой - от 6 до 20 бутылок. "Даже если представить, что брак 0,1%, то с учетом упаковок получается, что до 1% суточного производства пойдет на переборку, - сказал он. - У нас есть заводы, которые производят 1 млн бутылок в день. Значит 10 тыс. бутылок пойдет на переборку. Это технически организовать очень сложно".

Говоря о дополнительных затратах, связанных с маркировкой, и ее влиянии на себестоимость продукции, он привел расчет на примере воды "Святой источник". "Мы выпускаем 500 млн бутылок в год. 50 копеек мы должны отдать ЦРПТ за систему и где-то минимум - по оценкам ЦРПТ, но на самом деле, наверное, в разы больше, - 1,5 рубля дополнительных расходов. Минимум 2 рубля с бутылки мы должны будем отдавать. То есть 1 млрд рублей в год. Для любой компании это довольно большие деньги. Кроме как заложить это в цену, другого выхода нет. Это, соответственно, повлияет на цену и на спрос", - заявил Макарушин.

Введение маркировки нацелено на борьбу с контрафактом.

Как сообщил в ходе дискуссии президент Союза производителей безалкогольных напитков и минеральных вод Максим Новиков, согласно данным Роспотребнадзора, опубликованным в сентябре, в первом полугодии этого года было отобрано порядка 20 тыс. проб и из них только 0,2% вызвали вопросы по физико-химическому составу, "по микробиологии вопросы были к менее чем 2% проб".

Новиков заявил, что отрасль не поддерживает введение обязательной маркировки упакованной воды, поскольку "на сегодня индустрия находится далеко не в лучшей форме". По итогам второго и третьего кварталов производство снизилось, причем во втором квартале выпуск продукции в 19-литровой таре "проседал в ряде регионов до 60%". Уровень загрузки мощностей ниже 50%, что соответствует показателям 2000-2001 годов. Уровень производства и продаж снизился до показателя 2008 года, уточнил он.

К тому же более 90% игроков этого рынка - субъекты малого и микробизнеса. "Им будет гораздо сложнее внедрять маркировку. Многие предприниматели опасаются высоких затрат на введение этого процесса", - заявил он. По его словам, под вопросом оказывается выпуск продукции в алюминиевой упаковке, которая пользуется все большим спросом. Сославшись на представителей этой отрасли, Новиков сообщил, что технически нанесение маркировки на этот вид упаковочного материала невозможно либо возможно при существенных ограничениях. "Таким образом, ряд упаковочных форматов у нас находится под риском. И если решение об обязательности маркировки воды будет принято в отсутствии реальных технологических решений по маркировке всех видов упаковки, то мы де-факто отрезаем нашим производителям большие куски бизнеса и урезаем возможности использования новых упаковочных форматов. Они будут проигрывать конкуренцию на своем домашнем рынке тем производителям, в чьих странах такого регулирования нет", - заявил он.

"Мы видим, что реальных технических решений для внедрения маркировки не представлено, это затрудняет индустрии принимать решение - необходимо ли заходить в эксперимент или нет, - сказал он. - С учетом рисков 2020 года и того, что они останутся в 2021 году, целесообразно приостановить эксперимент до момента поиска реального технического решения либо хотя бы каких-то модельных схем, которые мы могли бы протестировать". С таким предложением Союз уже обратился в Минпромторг.

Как показало проведенное Ernst & Young исследование последствий маркировки всех категорий напитков, рост розничных цен на эту продукцию из-за увеличения операционных затрат может составить до 7%, чистая прибыль производителей - снизиться на 30 млрд рублей. Расчеты сделаны "с учетом предпосылки обеления теневого оборота в размере 1% от общего объема рынка, а также с учетом дополнительных операционных затрат на маркировку, перекладываемых в цену", - сообщила партнер Ernst & Young Анна Гусева.

Оператором системы маркировки в России является ЦРПТ - совместный проект USM Алишера Усманова ("ЮэСэМ Технологии", 50%), ГК "Ростех" (концерн "Автоматика", 25%) и "Элвис-Плюс групп" Александра Галицкого (25%). Соглашение о ГЧП в маркировке было подписано с ЦРПТ в прошлом году на 15-летний срок. За это время инвестиции компании в проект составят 220 млрд рублей. Доходная часть финансовой модели ГЧП формируется за счет взимания платы за формирование кода маркировки и услугу прослеживания - 50 копеек за код (без учета НДС).

Источник: finmarket.ru
Менеджер: Ольга Лыхина
Просмотров: 101

Печать