Под понятием «экосистемные услуги» чаще всего подразумеваются природные продукты, функции и процессы, которые приносят пользу человеку в том или ином виде.
Что это такое?
Экосистемные услуги являются одним из ключевых факторов развития: благополучие людей во многом зависит от количества и качества получаемых услуг. Их можно разделить на три основные категории:
В чем проблема?
Однако несмотря на высокую значимость, многие из экосистемных услуг используются нерационально и подвергаются угрозе исчезновения. Увеличение численности населения планеты, рост потребительского спроса, технологическое развитие оказывают негативное воздействие на окружающую среду и экосистемы. Потеря экосистемных услуг приводит к непоправимым изменениям в жизнедеятельности людей, бизнеса и территорий.
Восстановление и разумное использование экосистемных услуг являются необходимым условием выживания и процветания человечества. Задача сохранения потоков экосистемных услуг рассматривается как базовая в концепции «зеленой» экономики. В современных условиях, когда на планете почти не осталось нетронутых территорий, людям необходимо научиться взаимодействовать с природой таким образом, чтобы ее возможности не истощались, а сохранялись и преумножались.
Какое решение?
Принципы устойчивого развития и охраны окружающей среды позволяют широко применять подходы проектирования экосистемных услуг, когда человек рассматривается не как пользователь экосистемных услуг, а как полноценный участник экосистемных процессов. Такое видение предполагает восстановление нарушенных экосистем, использование природно-ориентированных решений, переработку и многократное применение в производстве природных ресурсов, создание устойчивой инфраструктуры и др.
Оценка экосистемных услуг играет основополагающую роль в этом процессе, поскольку обеспечивает информационную поддержку руководителям в принятии важных решений, основанных на результатах такой оценки.
Оценка экосистемных услуг выполняется в соответствии с международным стандартом по природно-экономическому учету (Система природно-экономического учета — Центральная основа, 2012), проектом стандарта и техническими рекомендациями по экосистемным счетам (SEEA EEA), на основе единой международной классификации экосистемных услуг (CICES).
Процесс оценки экосистемных услуг предполагает определение границ оценки. Значение имеют многие факторы: отличительные черты экосистемы, географическая специфика, особенности возникновения экосистемных услуг, проектные требования и др. Ключевое значение имеет определение заинтересованных сторон – тех людей, которые получают непосредственные выгоды от использования природных факторов, процессов и продуктов. Правильная идентификация заинтересованных сторон и учет их интересов способствуют повышению социальной значимости проектов по восстановлению и сохранению экосистемных услуг в долгосрочной перспективе.
Оценочные показатели стоимости экосистемных услуг рассчитываются в физическом и денежном выражении, что позволяет проводить сравнения между разными видами экосистемных услуг и оценивать масштабы их использования.
В чем выгода?
Результаты оценки экосистемных услуг могут быть использованы для:
Оценка экосистемных услуг предоставляет ряд дополнительных выгод. Для бизнеса оценка экосистемных услуг создает возможности сохранения и укрепления позиций на рынках, создания конкурентных преимуществ. Грамотное использование результатов оценки улучшает репутацию и повышает степень привлекательности для инвесторов.
Органам территориального управления оценка экосистемных услуг помогает управлять недовольством общества в результате ухудшения экологической ситуации, улучшать условия жизни и повышать привлекательность региона.
Повышение эффективности управления на основе оценки экосистемных услуг приобретает решающее значение для экономического успеха и устойчивости предприятий, регионов, государств.
НТЦ «Ресурсы и консалтинг»
НТЦ «Ресурсы и консалтинг» выполняет