Мария Клемина » Новости

Экосистемные услуги – проблемы и решения

Мария Клемина НТЦ РиК4 августа 2021 г., 10:43

Под понятием «экосистемные услуги» чаще всего подразумеваются природные продукты, функции и процессы, которые приносят пользу человеку в том или ином виде.

Что это такое?

Экосистемные услуги являются одним из ключевых факторов развития: благополучие людей во многом зависит от количества и качества получаемых услуг. Их можно разделить на три основные категории:

  • Обеспечивающие услуги представляют из себя материальные выгоды, которые люди получают от экосистем. Например, продукты питания, водоснабжение, волокна, древесина, топливо.
  • Регулирующие услуги – это выгоды, получаемые от регулирования экосистемных процессов: регулирование качества воздуха и плодородности почв, контроль паводков и заболеваний, процесса опыления с/х культур.
  • Культурные услуги обеспечивают такие нематериальные выгоды, как эстетическое вдохновение, культурная самобытность, духовное благосостояние.

В чем проблема?

Однако несмотря на высокую значимость, многие из экосистемных услуг используются нерационально и подвергаются угрозе исчезновения. Увеличение численности населения планеты, рост потребительского спроса, технологическое развитие оказывают негативное воздействие на окружающую среду и экосистемы. Потеря экосистемных услуг приводит к непоправимым изменениям в жизнедеятельности людей, бизнеса и территорий.

Восстановление и разумное использование экосистемных услуг являются необходимым условием выживания и процветания человечества. Задача сохранения потоков экосистемных услуг рассматривается как базовая в концепции «зеленой» экономики. В современных условиях, когда на планете почти не осталось нетронутых территорий, людям необходимо научиться взаимодействовать с природой таким образом, чтобы ее возможности не истощались, а сохранялись и преумножались.

Какое решение?

Принципы устойчивого развития и охраны окружающей среды позволяют широко применять подходы проектирования экосистемных услуг, когда человек рассматривается не как пользователь экосистемных услуг, а как полноценный участник экосистемных процессов. Такое видение предполагает восстановление нарушенных экосистем, использование природно-ориентированных решений, переработку и многократное применение в производстве природных ресурсов, создание устойчивой инфраструктуры и др.

Оценка экосистемных услуг играет основополагающую роль в этом процессе, поскольку обеспечивает информационную поддержку руководителям в принятии важных решений, основанных на результатах такой оценки.

Оценка экосистемных услуг выполняется в соответствии с международным стандартом по природно-экономическому учету (Система природно-экономического учета — Центральная основа, 2012), проектом стандарта и техническими рекомендациями по экосистемным счетам (SEEA EEA), на основе единой международной классификации экосистемных услуг (CICES).

Процесс оценки экосистемных услуг предполагает определение границ оценки. Значение имеют многие факторы: отличительные черты экосистемы, географическая специфика, особенности возникновения экосистемных услуг, проектные требования и др. Ключевое значение имеет определение заинтересованных сторон – тех людей, которые получают непосредственные выгоды от использования природных факторов, процессов и продуктов. Правильная идентификация заинтересованных сторон и учет их интересов способствуют повышению социальной значимости проектов по восстановлению и сохранению экосистемных услуг в долгосрочной перспективе.

Оценочные показатели стоимости экосистемных услуг рассчитываются в физическом и денежном выражении, что позволяет проводить сравнения между разными видами экосистемных услуг и оценивать масштабы их использования.

В чем выгода?

Результаты оценки экосистемных услуг могут быть использованы для:

  • повышения эффективности управления экологическими и социальными проблемами региона;
  • разработки стратегических документов по устойчивому развитию компаний и территорий;
  • налаживания гармоничных взаимоотношений с населением, проживающим в районе реализации проекта;
  • определения направлений частных и государственных инвестиций;
  • достижения целей устойчивого развития.

Оценка экосистемных услуг предоставляет ряд дополнительных выгод. Для бизнеса оценка экосистемных услуг создает возможности сохранения и укрепления позиций на рынках, создания конкурентных преимуществ. Грамотное использование результатов оценки улучшает репутацию и повышает степень привлекательности для инвесторов.

Органам территориального управления оценка экосистемных услуг помогает управлять недовольством общества в результате ухудшения экологической ситуации, улучшать условия жизни и повышать привлекательность региона.

Повышение эффективности управления на основе оценки экосистемных услуг приобретает решающее значение для экономического успеха и устойчивости предприятий, регионов, государств.

НТЦ «Ресурсы и консалтинг»

НТЦ «Ресурсы и консалтинг» выполняет оценку экосистемных услуг более 20 лет. Ключевым преимуществом при этом является практическая ориентированность исследований: их результаты компании и территории применяют на практике в управленческих процессах. Специалисты НТЦ «Ресурсы и консалтинг» выполняют работы даже в условиях ограниченности данных, недостатка статистической и информационной обеспеченности. Для решения этой проблемы используются ведомственные и корпоративные данные, данные дистанционного зондирования земли, аналитические программные комплексы и экспертные оценки.

Менеджер: Мария Клемина
Просмотров: 356

Печать