MeatPortal.ru: мясо и мясопродукты » Новости

Экспорт яиц может стать стимулом для производства в России

Россия за последние годы вошла в десятку мировых лидеров по экспорту мяса и мясопродуктов, зарабатывая на этом почти $2 млрд в год, хотя еще не так давно планы по завоеванию мирового рынка казались прожектерством и популизмом. Реализация экспортного потенциала во многом способствовала увеличению внутреннего производства мяса. Теперь, как считает глава Национальной мясной ассоциации (НМА) Сергей Юшин, настало время наращивать экспорт такого белкового продукта, как яйца.

Нужен баланс

"Потенциал развития производства яиц в России, модернизации этой отрасли, как и в случае с мясом, во многом связан именно с поставками за рубеж", - заявил Юшин "Интерфаксу".

По его словам, потребление яиц в РФ - одно из самых высоких в мире и составляет примерно 290 штук на человека в год. "По этому показателю мы входим в топ-5 стран. В среднем в мире потребляется примерно 170 яиц на человека в год", - сказал он.

"В нашей стране производится около 46,7 млрд яиц в год. В первом квартале текущего года производство увеличилось на 4,9%. Мы находимся на достойном месте среди ведущих мировых производителей, нарастили производство за 20 лет на 30%. А вот потребление в расчете на душу населения увеличилось только на 20%. Разумеется, нужно стимулировать внутреннее потребление, но и экспорт может стать эффективным инструментом балансировки спроса и предложения", - считает он.

Более того, отметил Юшин, он "поможет отрасли преодолеть кризис избыточного предложения, выведет предприятия из состояния очередной неопределенности и позволит инвестировать в технологическое развитие, глубокую переработку и биобезопасность".

"Сегодня в России, пожалуй, самые низкие оптовые и розничные цены на яйца в мире. И не удивительно. За последний год, по данным Росстата, после наделавшего шума скачка цен вследствие ажиотажа и не обоснованной потребительской паники цены производителей упали на 14,4%, - сказал он. - Потребительские цены также снизились и продолжают падать".

Сославшись на данные Росстата, он заявил, что за год яйца подешевели на полке на 13,1%. "Себестоимость же неуклонно растет. За последний год расходы на производство увеличились на 15-20%. Упаковка, которая составляет заметную долю в конечной цене, выросла на 10-12 %. А еще транспорт, корма, оборудование, зарплаты, - сказал Юшин. - Десятки предприятий отрасли снова работают "в ноль" или даже в убыток. Только начавшаяся столь необходимая глубокая модернизация отрасли снова под вопросом. Опять придется экономить на биобезопасности, а это чревато заносом вирусов и болезней на птицефабрики".

"Кстати, именно распространение гриппа птиц стало причиной массового уничтожения поголовья домашней птицы в США, что привело к резкому росту цен на яйца", - отметил он.


Плюс яичный порошок, меланж, замороженные яйца

"Мы экспортируем яйца, но пока в скромных объемах, и потенциал наращивания продаж в другие страны далеко не исчерпан. Причем не только яиц, но и многочисленных продуктов их переработки, - заявил Юшин. - Это будет стимулом для развития отечественного производства, которое нуждается в глубокой модернизации".

По данным НМА, в 2024 году Российская Федерация экспортировала яиц на сумму $24,2 млн, что на 40% меньше по сравнению с 2023 годом. В этом году отмечается восстановление объемов экспорта и его рост. За первый квартал 2025 года экспорт вырос более чем в два раза, чему способствует увеличение производства, отмечают эксперты. По их прогнозам, ожидается дальнейший ежегодный рост экспорта.

Сегодня эту продукцию у России закупают более 10 стран. Крупнейшими потребителями являются Казахстан и Монголия. Идут также поставки в Абхазию, Киргизию, Южную Осетию, Турцию, ОАЭ и др.

"Доля экспорта яиц из России составляет примерно 3-3,5% от мировой торговли, которая оценивается в 5-6 млн тонн, или 7,5-9 млрд штук. Без малого 60% в мировой торговле - это свежие яйца в скорлупе. Остальное - продукты переработки: яичный порошок, меланж, замороженные белки и желтки без скорлупы, пастеризованные жидкие яйца, - сообщил Юшин. - Потребность в поставках переработанных яиц на мировой рынок постоянно растет, так как это удобное сырье для пищевой промышленности - хлебопечения, производства макарон. Замороженные яйца востребованы предприятиями общественного питания, ресторанами, пастеризованные яйца используются при производстве соусов и майонезов".

По его словам, продукция из яиц также востребована в фармацевтике, косметологии и других отраслях.

"Рост населения и доходов в развивающихся странах, без всякого сомнения, будут увеличивать спрос на животный белок, в том числе на яйца как недорогой, полезный и удобный в употреблении продукт. Значит, и мировая торговля будет расти высокими темпами", - сказал он.

В этих условиях, считает глава НМА, российским птицеводам необходимо расширять географию поставок. "Но это сложно сделать, если упор будет только на экспорт свежих яиц. А вот переработанную продукцию с долгими сроками хранения можно транспортировать на большие расстояния. Но без инвестиций как в птицефабрики яичного направления, так и в переработку мы не сможем использовать наши преимущества, такие как исторический опыт и знания, доступные корма, конкурентоспособную себестоимость и цены", - заявил Юшин.

Омлет для США

В связи с этим он не исключил и возможность поставок яиц в США, где за последний год потребительские цены на них выросли на 60%. По его оценке, РФ безболезненно для внутреннего рынка может поставить туда до 1 млрд штук яиц.

"Однако пока у наших даже самых передовых производителей нет доступа на американский рынок и не решены логистические аспекты таких поставок", - сказал он.

По его словам, главный этап в этом направлении - это признание компетенций российской ветеринарной службы, благополучной эпизоотической обстановки в РФ и аттестация предприятий.

"Что же касается логистики, то наиболее вероятный путь - морской. Если американские регуляторы признают срок годности свежих яиц до 90 дней, а именно с такими сроками годности мы поставляем яйца в некоторые страны, то морем при определенных условиях и соответствующей обработке товар может успеть дойти, хотя высокая влажность влияет на срок годности даже в рефрижераторных контейнерах, - сказал он. - Поэтому нужно делать ставку и на переработанную продукцию, что поможет преодолеть логистические ограничения".

"Чтобы продолжить развитие и иметь более стабильную ценовую ситуацию, производителям пищевых яиц в РФ нужны новые рынки сбыта. Именно экспортный потенциал может стать стимулом для наращивания производства и одновременно будет "подушкой безопасности", обеспечивающей более стабильные цены на внутреннем рынке", - заключил Юшин.

Источник: Финмаркет
Менеджер: Ольга Лыхина
Просмотров: 46

Печать