Продпортал.ру » Новости

Спортивное питание предлагают промаркировать

Бизнес предложил ввести с 1 октября 2025 года маркировку спортивного питания. Об этом сказано в письме Национальной ассоциации индустрии спортивного питания в Минпромторг. Цель — отрегулировать ситуацию с серым импортом, ведь на рынок часто попадает продукция неизвестного происхождения. Ведомство готово рассмотреть предложение, отметили там. Производителям и импортерам такого товара не понадобятся какие-то дополнительные ресурсы, ведь аналогичный опыт по идентификации БАДов уже есть, отмечают эксперты.

Защита от нелегалов

Национальная ассоциация индустрии спортивного питания обратилась в Минпромторг с просьбой включить специализированную пищевую продукцию для спортсменов в список товаров, которые в РФ подлежат маркировке. Идентификация, по мнению бизнеса, должна стартовать уже с 1 октября 2025 года. «Известия» ознакомились с письмом ассоциации в ведомство.

Сейчас спортивное питание является неотъемлемой частью здорового образа жизни многих людей и, соответственно, популярным потребительским продуктом, но оно не подлежит обязательной маркировке, напомнила ассоциация в своем документе.

«Это приводит к тому, что недобросовестные производители могут продавать некачественный товар, что впоследствии может нанести вред здоровью потребителей», — подчеркнули авторы письма. Кроме того, отсутствие маркировки делает невозможным отслеживание происхождения этих товаров, а это, в свою очередь, способствует распространению серого импорта, а также в целом подрывает доверие к отрасли спортивного питания. Это оборачивается убытками для легальных производителей, а также в целом снижением качества.

Ассоциация настаивает: маркировку следует вводить сразу на обязательном уровне, минуя добровольный эксперимент по идентификации, чтобы отработать все сложности процесса. Дело в том, что в РФ его уже проводили для БАДов с 1 мая 2021 года по 28 февраля 2023-го, а у этой продукции аналогичная упаковка и способ нанесения знаков. Поэтому производителям и импортерам спортпита не понадобятся какие-то дополнительные ресурсы. Зато такой подход позволит оперативно начать обеление рынка и защиту потребителей от контрафактной продукции и товаров сомнительного качества.

«Участники рынка смогут получать аналитические сведения по реализации и потреблению и распределять свои объемы производства, что повлияет на увеличение экономических показателей предприятия», — сказано в письме.


Обелить рынок


Минпромторг уже прорабатывает вопрос включения в систему обязательной маркировки питания для спортсменов, отметили «Известиям» в министерстве. Там добавили, что пищевая продукция — это, в принципе, приоритетная отрасль для принятия мер по противодействию незаконному обороту, в том числе за счет маркировки.

— Предложение ассоциации получено и может быть рассмотрено, — подчеркнули в ведомстве. — Однако окончательное решение будет принимать правительство с учетом позиций всех заинтересованных сторон. По опыту введения обязательной маркировки для другой продукции можно отметить, что ее идентификация не оказывает существенного влияния на уровень цен для потребителей.

Так, например, в молочной отрасли затраты предприятий на внедрение маркировки привели к росту цен на эту продукцию в среднем до 1% от себестоимости товара за шесть лет.

Жир здоров и невредим: кому не помогут похудеть диета и спорт
Эксперты рассказали, почему ожирение возвращается даже после лечения
Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ, оператор маркировки) поддержал инициативу бизнеса, сказали «Известиям» в компании.

— Это важный шаг в контексте растущего интереса к здоровому образу жизни и активным спортивным занятиям. По данным Росстата, 27% людей занимаются спортом на постоянной основе, — отметили в ЦРПТ. — Обязательная маркировка таких товаров поможет покупателям сделать осознанный выбор, который соответствует их потребностям. Тем более идентификация не повлияет на их стоимость.

Маркировка способствует повышению прозрачности на рынке, сдерживанию цен и защите интересов потребителей, ведь в таком случае получится обеспечить им доступ к качественным и безопасным продуктам, а также обелить рынок, отметили в ЦРПТ. Например, именно так произошло на рынке БАДов. Объем этих товаров увеличился в семь раз благодаря идентификации товаров.


Ориентир для потребителей


Маркировка спортивного питания обсуждается не первый год — об этом говорили как эксперты Роспотребнадзора, так и депутаты Госдумы.

У потребителей сейчас отсутствуют надежные ориентиры по выбору таких качественных и безопасных товаров, что существенно повышает риски для их здоровья, отметил «Известиям» глава «Общественной потребительской инициативы» Олег Павлов. Тем более постоянно растет число предложений продукции неизвестного происхождения, которая не соответствует обязательным требованиям. Ее реализуют через популярные у граждан онлайн-каналы, добавил он.

— Страдает и добросовестный бизнес, который оказывается в неравных конкурентных условиях с предпринимателями, не соблюдающими обязательные требования к такой продукции и не платящими установленные налоги и сборы, — добавил эксперт. — Поэтому введение механизма маркировки и прослеживаемости отвечает интересам как потребителей, так и законопослушных участников рынка, которые и инициировали этот процесс. Кроме того, опыт внедрения такой идентификации товаров в других отраслях показал, что ее применение не влияет на стоимость, поэтому подорожания не ожидаем.

Судя по всему, в отрасли спортивного питания есть серьезные проблемы с недобросовестной конкуренцией между легальными и нелегальными производителями, если бизнес самостоятельно просит регулятора о введении обязательной маркировки, считает председатель Союза потребителей РФ Петр Шелищ. При этом эксперт сомневается, что такой подход решит проблемы изготовителей, которые строят свои процессы на базе законов.

— Сейчас любая официально зарегистрированная компания может обратиться в ЦРПТ и приобрести марки для идентификации продукции. Оператор маркировки не проверяет непосредственно качество продукции, поэтому защититься от контрафакта таким способом будет сложно, — предполагает он.

Петр Шелищ привел в пример обувную отрасль, в которой на старте маркировки зафиксировали неожиданную ситуацию: оператор продал знаков идентификации для значительно большего объема продукции, чем производили в РФ легально.

Источник: Известия
Менеджер: Ольга Лыхина
Просмотров: 100

Печать