Продпортал.ру » Новости

Закупочные цены для ритейлеров выросли на 18—84% за год

Рост закупочных цен для ритейлеров на 18—84% за год на часть продуктов социально значимого ассортимента вынудил их сократить среднюю наценку на позиции из этой корзины на 1,75 процентного пункта за год, до 6,18%. Такой подход негативно сказывается на маржинальности розничного бизнеса, но альтернатив у компаний немного. Из-за внимания потребителей к ценникам и насыщенности рынка им приходится удерживать ценовую конкуренцию.

Закупочные цены для ритейлеров на свеклу во втором квартале выросли на 84% год к году, до 55 руб. за кг, следует из данных Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ). В лидерах по росту цен, по данным аналитиков, также куриные яйца — рост на 42% год к году, яблоки — 27%, тушка цыпленка-бройлера — 18%, морковь — 14%. Абсолютных значений по этим категориям в ассоциации не привели. Динамика соответствует оценкам Росстата. По данным ведомства, цены на куриные яйца в июне выросли на 44,97% год к году, на мясо птицы — на 14,11%, на плодоовощную продукцию — на 19,13%. В июне относительно мая яблоки подорожали на 10,2%, морковь — на 6,3%, свекла — на 4,3%. Динамики год к году по этим позициям Росстат не приводит.

Исполнительный директор Союза участников рынка картофеля и овощей Алексей Красильников связывает рост цен на свеклу с резким сокращением площади посадок: выращивать культуру сельхозпроизводители отказались из-за падения ее рентабельности и ограниченного спроса в последние два года. Яблоки и другие фрукты, по словам гендиректора ИА FruitNews Ирины Козий, дорожают из-за увеличения себестоимости производства. Растет стоимость труда, логистики, из-за санкций ограничен доступ к импортным материалам, технике и оборудованию, перечисляет она.

Собеседник “Ъ” на аграрном рынке обращает внимание на то, что яблок нового урожая в продаже пока нет: фрукты еще не созрели. Эксперт напоминает, что деревья сильно пострадали из-за майских холодов — это скажется и на дальнейшем ценообразовании. Впрочем, не все категории плодоовощной продукции сейчас дорожают. Так, в АКОРТ зафиксировали снижение закупочной стоимости лука по итогам второго квартала на 45,5% год к году, до 37 руб. за кг, капусты — на 13%, до 41 руб. за кг. Также немного подешевели крупы. Стоимость пшена сократилась на 16% год к году, до 41,6 руб. за кг, гречневой крупы — на 15%, до 43,4 руб. за кг.

В АКОРТ говорят, что рост отпускных цен привел к вынужденному снижению наценки ритейлеров на товары из социально значимой корзины.

Во втором квартале 2024 года она составила 6,18%, сократившись на 1,75 процентного пункта год к году. На морковь в сетях во втором квартале была отрицательная наценка — минус 9,2%, на картофель — минус 7,7%, на тушку бройлера, капусту, свеклу и куриные яйца — минус 1,5%. Хотя в «Руспродсоюзе» сомневаются в данных. Средние оптовые цены на морковь, по данным организации, в первую неделю июля составили 22,7 руб. за кг, розничные — 70 руб., на свеклу — 20,6 руб. и 64,3 руб., яйца — 85 руб. и 117,7 руб. соответственно. «Минусовой наценки нет, цены на полках удваиваются к оптовым»,— говорит зампред правления ассоциации «Руспродсоюза» Дмитрий Леонов.

Александра Мерцалова об аргументах увеличения цен на продукты
Александра Мерцалова об аргументах увеличения цен на продукты
В сети «Лента» называют минимальные надбавки стандартной практикой. В X5 Group (сети «Пятерочка», «Перекресток», «Чижик») отмечают, что с 2022 года добровольно ограничивают наценку на самые продаваемые позиции из числа социально значимых товаров, сохраняя ее на уровне до 5%. В «Магните» отказались от комментариев, во «Вкусвилле» и «Азбуке вкуса» на вопросы “Ъ” не ответили.

Ритейлеры вынуждены инвестировать в цены для поддержания спроса, констатирует собеседник “Ъ” на рынке розничной торговли. Это, по его словам, отрицательно сказывается на рентабельности бизнеса. Сети работают в условиях высокой конкуренции, обращает внимание гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров. Демпфирование повышения цен за счет маржи, по мнению эксперта, позволяет им сохранять ценовую конкурентоспособность. «Несмотря на рост доходов потребителей, они остаются достаточно прагматичными и внимательно следят за ценами»,— рассуждает эксперт.

Источник: Коммерсант
Менеджер: Ольга Лыхина
Просмотров: 145

Печать