Обсуждая варианты поддержки сельхозпроизводителей и зернотрейдеров в текущем сложном сезоне, когда Казахстан собрал рекордный урожай, власти забывают о необходимости поддержки переработчиков зерна. Об этом заявил председатель совета учредителей ассоциации "Союз зернопереработчиков Казахстана" Евгений Ган на своей странице в соцсети, комментируя предложение правительства субсидировать транспортные затраты при экспорте зерна.
«Ведь у нас нет выхода к морю и тогда, когда мы торгуем зерном пшеницы, преимущественно на рынках Центральной Азии, на тех же рынках подчеркну, куда мы поставляем и муку. При этом в нынешней ситуации, когда рынок сбыта нашего зерна ограничен, принимается решение по субсидированию транспортных затрат для зерна, а про муку — про муку все забыли», - отметил эксперт.
По его словам, Союз зернопереработчиков Казахстана уже обращал внимание на это несоответствие — и предлагал простимулировать сельхозтоваропроизводителей сдавать зерно на внутреннюю переработку.
«Тогда деньги, что мы планируем отдать перевозчикам, останутся внутри АПК и их получат именно сельхозпроизводители — и все звенья — от сельхозтоваропроизводителя до экспортера муки — почувствуют реальную помощь от государства… Отмечу — за весь период обсуждений, что делать с большим урожаем в этом сезоне — уполномоченный орган ни разу не озвучил возможности его переработки в муку, и это при том, что загрузка мукомольных предприятий сегодня на уровне 37% (цифра взята из официальной переписки с МСХ)», - рассказал Е. Ган.Он отметил, что начиная с 2000 г. численность мукомольных предприятий в стране неуклонно сокращалась и в 2011 году она была уже чуть больше четырехсот. А сейчас в Казахстане насчитывается около 250 перерабатывающих предприятий, причем активно работающих, по данным КГСЭН МЗ РК — не более 80.
Экспорт казахстанской муки в 2011 г. составлял 1,9 млн тонн, в 2012 г. — 2,2 млн тонн. А в 2022 и 2023 гг. экспорт муки из Казахстана зафиксирован на уровне тех же 1,9 млн тонн, что и 10 лет назад. Максимальные цифры по экспорту муки были на уровне 2,2-2,3 млн тонн, и эти данные отрасль показывала шесть лет в промежутке 2009-2018 гг., подчеркнул эксперт.
Е. Ган также считает неосуществимой идею о том, что для местных мукомольных предприятий выход — в развитии производств по глубокой переработке.
«Производство муки и производство продуктов глубокой переработки зерна — это разные отрасли. И говорить о том, что «…развитие производств продуктов глубокой переработки - выход для местных мукомольных предприятий», более чем ошибочно. Если экспорт муки нецелесообразен, то, как минимум, 75 мукомольных предприятий из тех 150, что были озвучены спикером, должны заняться глубокой переработкой. Это реально? Конечно же, нет», - считает Е. Ган.
В настоящее время в СМИ озвучивается намерение различных компаний из различных стран создать в Казахстане около шести производств по глубокой переработке, и из них - только одно отечественное.
«По нашим оценкам, если все эти проекты будут реализованы, то глубокая переработки будет использовать порядка 3 млн тонн пшеницы в год. А собственной пшеницы для удовлетворения потребности стран Центральной Азии и Афганистана с их стремительно растущим населением в последнее время в нашей стране и так не хватает. Значит, что? Значит, эти производства будут ориентированы на закуп российской пшеницы — мы же не можем гарантировать, что, начиная с этого года, мы каждый год теперь будем получать такие рекордные урожаи», - подчеркнул председатель совета учредителей ассоциации "Союз зернопереработчиков Казахстана".Он добавил, что Россия резко наращивает экспорт муки, увеличив показатели экспорта за последние три года более чем в три раза. При этом Минсельхоз РФ активно поддерживает развитие дальнейшего экспортного потенциала по муке, в отличие от Казахстана.
Новости по теме: