О том, какие факторы будут влиять на цены подсолнечного масла в сезоне 2024/25, рассказала во время Agro&Food Security Forum 2024 старший аналитик рынка масличных международного ценового агентства Argus Кристина Яворская.
По ее словам, основным фактором, который будет поддерживать цены в следующем сезоне, будет сокращение производства подсолнечника и проседание экспорта из Черноморского региона. Перспектива роста потребления пальмового масла, в частности в биотопливной промышленности, также сыграет немаловажную роль в формировании цен. Ожидается, что высокие цены сохранятся и в следующем сезоне из-за ограниченного предложения масла и высокого спроса на биотопливо внутри ключевых стран-производителей.
Также эксперт обращает внимание на складывающийся мировой баланс сои и рапса. В сезоне 2025/2026 в ЕС и Великобритании ожидается производство рапса на уровне 19,1 млн тонн. Однако импорт и дальше будет оставаться высоким — примерно 8 млн тонн. Аналитики отмечают вероятность снижения производства рапса в Европе и на Украине, если прогноз сбудется, это поднимет цены на рапс. И определенную часть этой поддержки весной получат цены на подсолнечное масло.
Кроме того, поддерживающими факторами являются риски, связанные с конфликтом на Украине. В них входит нестабильность поставок, страхование судов и стоимость фрахта.
Среди факторов ограничивающих рост цен, рекордный урожай сои этого сезона и высокое предложение соевого масла на глобальном рынке. Ожидается рекордное производство соевых бобов в США и Бразилии. По прогнозу аргентинской биржи Росарио, в 2024/25 МГ производство сои в Аргентине достигнет также рекордных 53—53,5 млн тонн.
«И мы видим, что соевое масло сейчас является самым дешевым маслом на мировом рынке. Дешевле даже пальмового», — отмечает аналитик.
Во-вторых, конкуренция за рынки с Россией, основным производителем подсолнечного масла в текущем сезоне, по данным Argus, Россия предлагала на рынках Турции и Индии дисконт от $5 до $10 за тонну продукта.
В-третьих, более низкий спрос со стороны стран-импортеров. В частности, Индия может сократить импорт на 1,7 млн тонн в год, резюмирует эксперт.
Новости по теме: