Зерно Он-Лайн » Новости

Эксперты предупредили о рисках в случае закрытия Ормузского пролива

Вероятность блокировки одной из ключевых магистралей для мировой торговли резко выросла после эскалации военного противостояния между Ираном и Израилем. Под угрозой перебоев могут оказаться не только нефть и газ, но и перевозки продовольствия, а резко выросшая стоимость газа может привести к подорожанию удобрений.

Вопрос о закрытии Ормузского пролива рассматривается, и Иран примет «лучшее и самое решительное решение», — заявил командующий Корпусом стражей исламской революции Сардар Эсмаил Коусари в интервью местным СМИ.

Около 20% мировой нефти и значительная часть сжиженного природного газа (СПГ) проходят через пролив, большая часть которых поступает в Европу из стран Персидского залива: Саудовской Аравии, Катара, ОАЭ. Мировые цены на СПГ и нефть уже отреагировали на конфликт ростом на 6—7% 13 июня. Сентябрьские фьючерсы на пшеницу BL2U5 на закрытии биржи Euronext 13 июня на новостях об ударах Израиля по Ирану подорожали на 2%, до 202,75 евро за тонну, и в ходе торгов достигли семидневного максимума — 203 евро за тонну. Но в Чикаго цены упали на 0,74%. В Чикаго в пятницу резкий рост показали котировки фьючерсов на соевое масло — на 4,58%. Соевое масло — ключевой компонент для производства биотоплива для автомобилей, поэтому подорожало вместе с традиционным топливом.

Однако из агропродукции к 15:30 мск в понедельник, 16 июня, большой рост сохраняли только пальмовое масло (на 4,5%) и чай (на 7%), согласно биржевым данным. Цена на пшеницу снижалась на 1,5%, компенсируя примерно такой же рост в пятницу.

Блокировка Ираном Ормузского пролива может привести к удвоению цен на сжиженный природный газ, используемый для производства азотных удобрений в Европе, — напомнил промышленный эксперт Леонид Хазанов. «Соответственно, цены на них могут на ее рынке вырасти на 50%, или местные химические заводы попросту встанут. Цены же на зерно, точнее фьючерсы на них, могут подскочить на 20%, но это будет, скорее, реакцией на подорожание всех сырьевых товаров, идущих через Ормузский пролив», — прогнозирует он.

Глобальный ценовой индекс удобрений с апрельского минимума 128,4 пункта вырос до 133,2 пункта к концу мая в преддверии посевной в разных странах задолго до конфликта. Но цена на карбамид (одно из популярных азотных удобрений) и компоненты для других видов удобрений подскочила почти на 10% в день первых взаимных обстрелов Ирана и Израиля, согласно биржевым данным.

По информации Lloyd’s List, в среднем более 3 тыс. судов проходят через Ормузский пролив каждый месяц. С учетом данных транзита в первом квартале 2025 года в трафике преобладают греческие, японские и китайские суда, которые больше всего пострадают от остановки.

Чаще всего Ормузский пролив используют суда под флагом Панамы, за ними следуют суда под флагом Либерии и затем суда под флагом Маршалловых Островов.

Главный специалист по безопасности BIMCO Якоб Ларсен полагает, что полномасштабный конфликт между Израилем и Ираном с участием США, скорее всего, приведет к фактическому закрытию пролива.

Директор Control Risks Кормак МакГарри считает такое событие маловероятным. Иран в случае блокировки пролива «вызовет нежелательный масштабный ответ со стороны арабских государств Персидского залива, чья торговля серьезно пострадает», сказал он.

Управляющий партнер Agro and Food Communications Илья Березнюк в комментарии для «Агроэксперта» привел еще один довод в подтверждение развития такого сценария —  «в первую очередь из-за проблем, которые могут возникнуть у самого Ирана, как крупнейшего поставщика нефтепродуктов в Китай, поскольку это одна из основных статей экспортной выручки в стране».

По его оценке, в этом регионе сосредоточены крупные локальные производители и импортеры удобрений, но пока ситуация глобально не отразилась на конъюнктуре мировых рынков.

Эксперт не видит проблем с поставкой зерновых для ближневосточного региона. «Для России, с точки зрения экспорта, данный канал не является приоритетным, а логистические маршруты выстроены иначе, в том числе через Каспий», — пояснил он. Это касается и покупателей. Один из крупнейших импортеров зерна в этом регионе — Саудовская Аравия (более 4 млн тонн пшеницы в год) — в основном использует порты Джидда и Янбу, связанные со Суэцким каналом, единственные риски могут быть связаны с портом Даммам в Персидском заливе, уточнил Илья Березнюк.

Новости по теме:
Стоимость прохода через проливы Босфор и Дарданеллы вырастет на 15%

https://www.zol.ru/n/3ECED
Источник: Агроэксперт
Менеджер: Зола Менеджер
Просмотров: 45

Печать