Продпортал.ру » Новости

Скоропортящийся бизнес: 65 человек отравились сэндвичами из автоматов

Можно ли получить компенсацию за испорченный обед и какую ответственность несут за отравления владельцы общепита

По меньшей мере 65 офисных работников отравились после употребления в пищу еды из вендинговых автоматов. Как сообщают пострадавшие, все они покупали еду в автоматах Healthy Food в офисах и торговых центрах. У 17 пострадавших подтвердился диагноз сальмонеллез. Еще несколько лет назад эксперты скептически относились к идее появления свежей еды в автоматах. Теперь же холодильники со скоропортящейся продукцией можно найти практически в каждом крупном офисе. Массовое отравление может сулить предпринимателям новыми проверками и изменениями в законодательстве. Почему так происходит и кто должен нести ответственность за отравления в автоматах свежей еды — разбирались «Известия».

По словам отравившихся, они приобрели сэндвич с тунцом в автомате Healthy Food, после чего почувствовали сильное недомогание. После массового отравления в производственный цех компании приехали с проверкой сотрудники Роспотребнадзора. По ее результатам было выявлено несколько грубых нарушений: сырье хранилось вместе с готовой продукцией, часть холодильников оказалась неисправна, на складе хранились просроченная продукция и продукты без маркировки, а на салатах были установлены пролонгированные сроки годности.

По результатам проверки Роспотребнадзора цеха были опечатаны, а вендинговые автоматы в 15 точках были закрыты. Кроме того, было временно закрыто кафе «Горшочек, вари» и кафе Healthy Food, которые принадлежат владельцам точек.

Компания ООО «ЗОЖ» позиционирует себя как сеть «кафе со здоровой и полезной едой в бизнес-центрах по всей Москве». В описании компании говорится, что она категорически отказывается признавать себя общепитом и предлагает своим клиентам «заботу о здоровье и долголетии». На данный момент закрыты 48 вендинговых автоматов, а производство приостановлено до конца недели.

laquo;Санитарно-техническое состояние производственных помещений неудовлетворительное. На предприятии не соблюдается поточность технологического процесса, набор производственных помещений не соответствует объему выпускаемой продукции, отмечается совместное хранение сырья и готовой продукции, часть используемого холодильного оборудования находится в неисправном состоянии, температурный режим хранения продукции не соблюдается. Технологические карты на изготовляемую продукцию не представлены. На хранении находится как просроченная продукция, так и обезличенное сырье. На части изготовленной продукции применена авансовая маркировка, неправомерно установлены пролонгированные сроки годности на готовую продукцию, в том числе салаты. В ходе эпидемиологического расследования изъято из оборота около 3 т обезличенного сырья и готовой продукции», — говорится в сообщении Роспотребнадзора.

Представители компании опровергли свою причастность к массовому отравлению, заявив, что на данный момент фактов, связывающих употребление продукции сети с ухудшением самочувствия людей, не было предоставлено. В компании заявили, что закрытие торговых точек связано с внутренним решением компании в связи с заботой о репутации.

laquo;Мы ответственно относимся к деятельности и бережем репутацию. Мы решили временно приостановить производство, как только поступила первая информация», — заявил основатель компании Дмитрий Пронин. По его словам, компания инициировала проверку с участием независимых экспертов. Заключение Роспотребнадзора, как утверждает владелец компании, касается одного из поставщиков.

С начала июня Healthy Food начала поставлять готовую продукцию в супермаркеты «Перекресток». После скандала с массовым отравлением представители X5 Retail сняли всю продукцию с сайта на время проведения проверки.

На сайте и страницах компании Healthy Food не появилось информации о массовых отравлениях. Среди отзывов о здоровой продукции в холодильниках Healthy Food есть и жалобы на пересоленную еду, большое количество масла и жира, что в целом имеет мало общего с заявленной концепцией здорового питания.

laquo;Только что, Сити, «Город Столиц»: подложили в пасту «Пармезан», который при подогреве разложился на белый порошок и пальмовое масло со стойким ароматом свинарника. Спасибо, больше не», — написал на странице Healthy Food в Facebook пользователь Владислав Казарцев.

В отзывах о кафе Healthy Food на странице заведения в Google также нетрудно обнаружить сразу несколько отзывов клиентов, связанных с отравлением. Все они были написаны четыре месяца назад. Три пользователя жаловались на рвоту и писали о том, что переболели ротовирусом после обеда в кафе.

Пострадавшие рассчитывают на то, что компания выплатит им компенсацию за вред здоровью. Одной из пациенток по ошибке чуть не провели операцию по удалению аппендикса. Александру Хатунцеву госпитализировали с высокой температурой: врачи начали проведение полостной операции под наркозом, но вскоре поняли, что ошиблись.

laquo;Меня разрезали под наркозом просто так. У меня до сих пор температура 38, боли, тошнит, целыми днями под капельницами, прочищают весь кишечник и пытаются завести заново организм», — рассказала Хатунцева в комментарии радиостанции «Говорит Москва». Вместе с другими пострадавшими девушка намерена подавать коллективный иск против компании Healthy Food.

Говорить о том, что отравление людей произошло из-за некачественных продуктов, пока преждевременно, рассказал в беседе с «Известиями» президент Федерации рестораторов и отельеров России Игорь Бухарин. Прежде всего нужно разобраться, на каком этапе могло произойти нарушение.

laquo;Вопрос в том, где произошло нарушение: то ли в самом цеху, то ли это развозка или же проблема с самим аппаратом. Но если люди отравились в разных местах — подозрение, скорее всего, падает на цех. В таком случае надо понять, в чем проблема: нужны лабораторные исследования. Говорить, что всё произошло из-за просроченных продуктов, преждевременно», — пояснил Бухаров.

По его словам, продукты могли прийти в негодность из-за несоблюдения холодовой цепи: то есть условий транспортировки и хранения продуктов. Соблюдение температурного режима для готовых продуктов — один из ключевых моментов.

laquo;Даже несмотря на то, что сейчас не очень жарко, это происходит именно из-за несоблюдения хладоцепочки. Могу точно сказать, что словосочетание «здоровая еда» — это 100% маркетинговый ход. Что понимается под здоровым образом жизни применительно к питанию? Все люди разные, сделать универсальное и одинаковое питание для всех невозможно. Разным людям нужно разное количество микроэлементов», — добавил президент Федерации рестораторов и отельеров России.

В само понятие отравления вкладывают слишком много различных симптомов и недомоганий, начиная от боли в животе и несварения желудка. В действительности речь может идти об отравлении в случаях, когда есть врачебный диагноз.

laquo;В кодексе Алиментариус, который регулирует пищевые стандарты по рекомендациям Всемирной организации здравоохранения, говорится, что, безусловно, предприятия питания опасны для потребителя, но предприниматель должен сделать всё возможное чтобы снизить возможность пищевых отравлений. Но если посмотреть на количество предприятий готовой еды вместе с супермаркетами и кулинариями, которое есть сегодня, то несколько десятков отравившихся — это ничтожная доля процента. У нас это воспринимается всё как катастрофа, хотя на самом деле я бы больше волновался за то, когда подобные вещи происходят в школах. Государство должно не пытаться всё закрыть, а подсказать, как сделать лучше, помочь разобраться и дать рекомендации. Для этого необязательно закрывать бизнес. Стерильной еды не бывает, а в Роспотребнадзоре микробы мерещатся повсюду», — резюмировал Бухаров. Он также посоветовал покупателям внимательнее относиться к гигиене перед едой и следить за сроком годности продуктов.

В качестве примера Бухаров привел случай, произошедший в 2012 году. Тогда в Германии отравилось более 10 тыс. школьников из-за употребления в пищу продукции крупнейшей компании Sodexo. Несмотря на огромный урон репутации, компания продолжила работу. Правда, в 2016 году произошел еще один неприятный инцидент с участием Sodexo: тогда отравились рабочие с завода Volkswagen в Калуге. Причиной пищевой токсикоинфекции у 77 работников завода стало употребление готовых салатов. По результатам проверки Роспотребнадзора в изъятых образцах была обнаружена кишечная палочка.

Российское законодательство не выделяет вендинговые автоматы в какую-либо отдельную категорию торговли. Продажа продуктов питания в таком аппарате отличается от продажи продуктов в обычном магазине лишь способом, поясняет заместитель руководителя юридического департамента по клиентскому сервису Европейской юридической службы Юрий Горбачев.

laquo;Требования, предъявляемые к продуктам из таких аппаратов, такие же, как и к обычным продуктам, купленным в магазинах, и регулируются Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 07.09.2001 N 23 «О введении в действие Санитарных правил». В соответствии со ст. 454 ГК РФ по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену)», — поясняет юрист.

В частности, для того чтобы обратиться с компенсацией в случае отравления, покупателю нужно предоставить чек о покупке. А если его при себе не оказалось, покупатель может ссылаться на свидетельские показания о том, что услуга была оказана.

laquo;Данные отношения регулируются гражданским законодательством РФ и нормами Закона «О защите прав потребителей». В частности, ст. 4 Закона «О защите прав потребителей» продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору. Согласно ст. 7 Закона «О защите прав потребителей», потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя. Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие необеспечения безопасности товара (работы), подлежит возмещению потребителю в полном объеме», — добавил Горбачев.

Потребитель вправе обратиться с жалобой в Роспотребнадзор, прокуратуру, а также в суд с требованием о привлечении собственников к административной ответственности в случае отравления. При этом обратиться с иском можно не только в адрес владельца вендинговых аппаратов, но и производителя самих продуктов.

laquo;Согласно ст. 14.43 КоАП РФ, за нарушение изготовителем, исполнителем продавцом требований технических регламентов или обязательных требований к продукции на юридических лиц — от 100 тыс. до 300 тыс. рублей. В зависимости от тяжести наступивших последствий ответственность может быть предусмотрена не только административная или гражданская, но и уголовная. Также в жалобе вы вправе требовать возмещения убытков, компенсации расходов на лечение, морального вреда», — резюмировал юрист.

Источник: iz.ru
Менеджер: Ольга Лыхина
Просмотров: 82

Печать