Медицинская промышленность » Новости

"Не бойтесь задавать врачу вопросы!" Как выбрать частную клинику

17 сентября отмечается Всемирный день безопасности пациента. Мы поговорили с врачами и юристом о том, как выбрать хорошую частную клинику и как вернуть деньги, если помощь была оказана некачественно. 

Как проверить, законно ли работает частная клиника??

Любое медицинское учреждение для работы обязано иметь лицензию — специальное разрешение от государства на право ведения медицинской практики. Наличие этого документа означает, что клиника соответствует закону: ее сотрудники — квалифицированные медики, помещение, оборудование отвечает санитарно-гигиеническим требованиям. 

"Проверить данные о наличии у медицинской организации лицензии на осуществление медицинской деятельности можно в Едином реестре лицензий, размещенном на официальном сайте Росздравнадзора, набрав в поисковой строке номер лицензии либо наименование, ИНН, ОГРН медицинской организации", — рассказали ТАСС в пресс-службе Росздравнадзора.

Номер лицензии должен быть указан на сайте клиники, также его обязан предоставить администратор на ресепшен. 

На сайте Единого реестра проверок можно ознакомиться с результатами проверок учреждения — туда вносятся данные не только частных клиник, но и медицинских организаций любой формы собственности. 

"Если пациент обратился в организацию, именующую себя медицинской, а позже выяснил, что у нее нет лицензии, он вправе рассчитывать на возврат денежных средств, — говорит юрист в области здравоохранения, директор международной юридической компании "Юсуфов групп" Асад Юсуфов. — Также он может обратиться с жалобой в Росздравнадзор, Роспотребнадзор и прокуратуру, организацию привлекут к административной ответственности, а в случае массовости оказания медицинских услуг — и к уголовной". 

На что еще, кроме лицензии, обратить внимание??

Любая частная клиника стремится заработать хорошую репутацию. Кто-то делает это не вполне честно, выкладывая на своем сайте положительные отзывы клиентов, которые на самом деле или придумывают сами сотрудники, или пишут по ее просьбе и за деньги. Так что ориентироваться стоит на отзывы, оставленные на независимых сайтах.

"Важно обращать внимание на ценности медицинского учреждения, на то, что его персонал считает главным в работе, — говорит директор клиники "Рассвет" Алексей Парамонов. — Важно, что пишут о нем другие врачи. Репутацию среди врачей заработать труднее, чем среди пациентов". 

Клиника обязана предоставить информацию об образовании и опыте работы врачей — в большинстве хороших медицинских учреждений эти данные находятся в открытом доступе, на сайте или на стенде для посетителей. 

Кроме того, по словам Алексея Парамонова, в выборе медицинского учреждения могут помочь пациентские организации, особенно если речь идет о тяжелых или редких заболеваниях. 

"Пациент у нас, по сути, предоставлен сам себе и чаще всего ориентируется на сарафанное радио. Пациентские организации в России не очень развиты, но они довольно сильны по некоторым генетическим, серьезным редким болезням, они могут помочь с маршрутизацией. Там знают, где работают хорошие врачи. Некоторые фонды, НКО также помогают маршрутизировать пациента. Некоторые пациентские организации придумывают чек-листы, особенно это развито среди мам. Мамы собирают в них довольно примитивные вещи, но это помогает определить уровень педиатра, понять, лечит ли он по международным правилам. Собирают самые дикие ошибки, которые может совершить плохой врач".

Стоит ли ориентироваться на цены? Они отражают качество??

Стоимость приема у врача с именем может быть ощутимо выше, чем у рядового частного доктора, но это не значит, что высокие цены клиники гарантируют хорошее качество услуг. 

"Цена по сути не говорит ничего о качестве услуг, — объясняет Алексей Парамонов. — Клиника может предлагать якобы авторские инновационные методики, они могут стоить и 100 тыс., но не быть эффективными. При этом да, клиника имеет право сама регулировать цены за свои услуги". 

Цена за прием может зависеть и от локации, и от качества и площади помещения клиники.

"Стоит помнить, что в клинике, где вас встречают с красной дорожкой, вам могут не помочь. С другой стороны, в маленькой амбулатории, где работают один администратор и пять врачей, могут решить довольно серьезные проблемы со здоровьем", — рассказывает Павел Бранд, сопредседатель Ассоциации частных клиник Москвы и ЦФО, медицинский директор сети клиник "Семейная".

Что должно насторожить при посещении врача в частной клинике??

Проблема многих частных клиник заключается в наличии конфликта интересов, считает Алексей Парамонов. 

"Конфликт интересов — это когда в системе оплаты труда есть понуждение врача делать больше назначений пациенту, чем нужно, для повышения среднего чека. Это может иметь прямые формы в виде процента от назначений, а также косвенные формы, когда врач при выполнении определенного плана получает премию. Невыполнение плана грозит врачу увольнением. И самая завуалированная форма — когда клиника создает внутренние регламенты назначений, которые отличаются от клинических рекомендаций Минздрава и ассоциаций. Они включают в себя больше исследований, чем положено". 

Один из способов такой накрутки услуг — взимание платы за составление плана лечения пациента. В таком случае пациент платит за прием доктора и отдельно — за то, что тот написал ему, чем лечиться. 

"По стандартам оказания помощи назначение лечения входит во врачебный прием. Клиника может попросить отдельную плату за план длительного лечения, например, на полгода. Обычно это сложные истории, например, в стоматологии, где подробно описывается, что пациенту нужно, составление такого плана связано с большой работой, экспертизой. С этим планом пациент может пойти в другую клинику и реализовать его там. Но если мы говорим о назначении лекарств при лечении, к примеру, цистита, ангины, гайморита — взимание платы за план лечения недопустимо", — утверждает  Алексей Парамонов.

Его слова подтверждает юрист Асад Юсуфов:

"Это нарушение прав пациента, поэтому пациент вправе не оплачивать отдельно схему лечения. Также, если вы пришли с результатами исследований, сделанными в другом медицинском учреждении, врач не должен требовать пересдавать их в его клинике или в конкретной лаборатории. К примеру, пациенту назначен биохимический анализ крови, который он бесплатно может сдать в поликлинике, а частный врач требует "для точности" сдачи именно у них или отказывается принимать результаты поликлиники. Это незаконно. Более того, если пациент имеет право на бесплатное лечение или обследование в поликлинике, частный медицинский центр обязан проинформировать его об этом".

При выборе клиники лучше искать те, что придерживаются принципов доказательной медицины: опираются на рандомизированные контролируемые исследования, результаты клинических испытаний препаратов, интегрируют научные доказательства и клинический опыт при лечении пациентов. К примеру, если врач прописывает препарат с неподтвержденной эффективностью или назначает антибиотики "на всякий случай", это тревожный сигнал.

"Если врач назначит несколько препаратов, из которых несколько очевидно неработающие — например, противовирусные, гомеопатические, препараты с недоказанной эффективностью, это повод сменить доктора, — говорит Павел Бранд. — Любое лекарство имеет показания к применению. Проверьте, соответствует ли назначение лекарства показаниям? Существует так называемое офф-лейбл применение препаратов, то есть когда препарат назначают не по показаниям. В России это широко практикуется, хотя такие назначения возможны только после проведения медицинского консилиума или медицинской комиссии. В остальных случаях препарат должен применяться строго по показаниям. На практике же, к примеру, некомпетентный врач может назначить ребенку трех лет гормональную мазь на легкое высыпание на коже, притом что мазь не должна применяться у детей и может повредить ребенку. Такая ситуация может быть поводом для серьезного разбирательства". 

Как проверить, правильные ли назначения делает врач??

Это сделать сложнее всего, ведь мы за тем и идем к врачу, чтобы получить правильное лечение. Тем не менее даже пациент без медицинского образования может сделать выводы об адекватности назначений врача. 

"Существуют клинические рекомендации Минздрава и международные стандарты оказания медицинской помощи, они есть в открытом доступе, можно почитать их и оценить назначенный объем обследований, — рекомендует Павел Бранд. — Если вы владеете английским языком, поищите рекомендации английских, американских врачей. Не бойтесь задавать врачу вопросы! Спросите, почему сделано так, а не иначе, если назначения отличаются от рекомендаций. Далеко не всегда назначенные исследования лишние. Например, артериальная гипертензия может сочетаться с опухолью почки, и обследование может идти по двум направлениям, хотя если мы посмотрим клинические рекомендации по артериальной гипертензии, там явно не будет указана колоноскопия. Спрашивайте своего врача, для чего проводится то или иное исследование и какой результат он планирует получить. Если это просто "на всякий случай", то лучше не проводить, а вот если у исследования есть четкое и понятное обоснование, то лучше сделать". 

В сложных случаях лучше спросить второе мнение у другого врача, особенно если речь идет о назначении антибиотиков, химиотерапии, гормонального лечения, оперативного вмешательства. 

В каких еще случаях пациент может вернуть деньги??

По правилам предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утвержденным Постановлением правительства Российской Федерации от 04.10.2012 года №1006, медицинская организация, не исполнившая или исполнившая обязательства по договору ненадлежащим образом, несет ответственность. 

"Возврат денежных средств за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по договору на оказание платных медицинских услуг может быть осуществлен в досудебном порядке (по соглашению сторон) либо в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством.

Вред, причиненный жизни или здоровью пациента в результате предоставления некачественной платной медицинской услуги, подлежит возмещению исполнителем в соответствии с законодательством Российской Федерации", — говорится в письменном комментарии Росздравнадзора, предоставленном ТАСС. 

Иными словами, если пациента неправильно лечили, неверно назначили лекарство, поставили некорректный диагноз, пациент вправе вернуть деньги и потребовать компенсацию за лечение и причиненный моральный ущерб. 

"У любой клиники — хоть государственной, хоть частной — есть 10 дней на рассмотрение претензии и ответа на него, — говорит юрист Асад Юсуфов. — После этого начисляется неустойка, при обращении в суд пациент вправе рассчитывать на полный возврат средств, потраченных на лечение, выплату штрафа в размере 50% от требуемой суммы за неисполнение закона о защите прав потребителей, компенсации морального вреда и всех понесенных расходов — на юридические и нотариальные услуги, почтовые отправления, расходы на проведение судебно-медицинской экспертизы. Отсутствие чека у клиента не является причиной для отказа принять претензию. Возможно, пациент платил наличными, мимо кассы. Суды, как правило, оказываются на стороне пациентов, даже если у тех нет чеков за понесенные расходы".

Источник: tass.ru

Печать